Найти тему

О японском кино, гравюрах и новых технологиях в традиционном искусстве страны восходящего солнца

Здравствуйте, друзья. Сегодня я подготовила для вас кое-что необычное. Я никогда не была поклонником японской культуры, но недавно на одном англоязычном сайте мне попалась на глаза статья о том, как некая арт-галерея заказала серию постеров к старым японским фильмам. Первый раз пролистав статью, я даже не сразу поняла, о чем она, но увидев представленные в ней работы, я уже знала, что должна перевести ее и представить вам на обозрение!

«Онибаба и Куронеко», Такато Ямамото
«Онибаба и Куронеко», Такато Ямамото

Итак, Онибаба и Куронеко – первые два постера из серии, заказанной арт-галереей Dark City у японского художника Такато Ямамото. Постеры нарисованы к одноименным фильмам режиссера Кането Синдо 1964 и 1968 годов. Такато Ямамото уважают на его родине, в Японии, за художественный стиль, который начинался как традиционная японская гравюра укиё-э, и вскоре превратился в мгновенно узнаваемую авторскую стилистику.

Такато Ямамото провел раннюю часть своей карьеры, оттачивая свое мастерство в стиле укиё-э, знаменитой художественной традиции, которая утвердилась в Японии в период Эдо. Этот период признан процветающим временем, которое длилось около 260 лет, примерно с 1600 года.

Сравнительно недавно зародившаяся культура периода Эдо носила японское название «укиё», дословно «плывущий мир». Слово «укиё» созвучно с буддистским термином, обозначающим «мир скорби», однако, в эпоху Эдо эта фраза часто звучала в кварталах красных фонарей, где и обрела новый смысл – «мир любви и мимолетных наслаждений».

Стиль укиё-э представлял собой гравюры, нацеленные на массового потребителя, которому зачастую не хватало денег на покупку картин. До 18 века для создания данного типа гравюр использовалась лишь черная тушь, затем стало возможно их массовое производство за счет изобретения способа их многоцветной отпечатки, ксилографии. Наряду с изображением мифов, фольклора и актов великого героизма, гравюры в стиле укиё-э затрагивали темы повседневной жизни общества, рисуя прекрасных гейш, массивных борцов сумо и театральных актеров.

Хотя Такато Ямамото начинал свою карьеру в традициях художников укиё-э, он обрел свой голос, выйдя за рамки традиционного жанра и установив свой собственный стиль. Он назвал это эстетизмом Хэйсэй (Heisei Estheticism) — смесью укиё-э, манги и готики. Помимо чисто технического мастерства свою славу художник заработал более мрачными, подрывными и противоречивыми темами своих работ, чувственным изображением женщин и обращением к темам вампиризма и смерти. Быстро собрав аудиторию, Ямамото устроил свою дебютную персональную выставку в 1998 году в галерее Creation Gallery G8 в районе Гинза в Тойко.

Несмотря на то, что в фильмах Кането Синдо затрагиваются темы классовой борьбы, мести и преобразования человеческой сущности во времена великих потрясений и бедствий, в подавляющем большинстве случаев Синдо прямо или косвенно говорит о пользе и необходимости плотских отношений как одной из составляющих сохранения трезвости рассудка. Ямамото в своих гравюрах успешно передает эту энергетику эротизма без излишней пошлости. Постеры, как и фильмы, имеют много общего: общую композицию и обрамление, сходство и отношение, а также одинаковую пронзительную внешнюю привлекательность. Если оглянуться назад на более ранние работы Ямамото, становится ясно, что многие его черты можно найти в этих новых картинах, идеально переплетенных с повествованиями и персонажами, узнаваемыми благодаря фильмам.

В то время как первая половина периода Эдо, как уже было сказано характеризовалась однотонными гравюрами, потребительский спрос диктовал необходимость разработки более богатого и привлекательного стиля печати. Так родилась технология azuma nishiki-e, в которой десять или более цветовых блоков использовались для создания красивых многослойных и замысловато детализированных принтов. Название этого процесса произошло от нишики, изысканной шелковой ткани, о которой говорили, что новый способ печати не менее красив.

Новый способ цветной ксилографии был крайне трудоемок и требовал участия не менее трех человек: художника, который создавал эскиз будущей гравюры, резчика, который вырезал этот эскиз на доске, использующейся для отпечатки гравюр, и непосредственно печатника, который вручную осуществлял процесс печати на дереве или шелковой ткани. Особенность цветной печати заключалась в том, что вместо одной использовалось до десяти досок, на которых были вырезаны слои будущей гравюры, которые окрашивались в разный цвет и в определенном порядке отштамповывались поверх друг друга на дерево или ткань. Для правильного позиционирования досок относительно полотна гравюры и между собой использовались специальные метки.

-4

Трудоемкость создания гравюр в стилистики укиё-э воистину перекликается с содержанием фильмов Кането Синдо. Подобно самураю в маске хання из "Онибаба", который ищет выход из тростникового леса, мастер испытывает ужасное чувство того, что, возможно, выхода не существует, или рекомендуемый путь ведет в тупик. Выглядеть потерянным и делать неправильные повороты - все это часть процесса, который нужно принять, и настоящий трюк заключается в том, чтобы продолжать двигаться, делая маленький шаг за маленьким шагом. Чем дальше вы продвигаетесь, тем легче становится путь, и в конце концов эти маленькие шаги приводят к осознанию большего целого. То, как Ямамото осуществляет процесс создания своих гравюр, являет собой зеркало поиска пути к процветанию через неопределенность и потерянность в жизни и в самом себе.

А на сегодня все, друзья. Пишите в комментариях ваши мысли на тему сегодняшнего выпуска, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, всего вам самого наилучшего и до новых встреч на ББХ!

#творчество #гравюры #искусство #художник #процесс