Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: NOA - "Noa" (1980)

NOA - "Noa" (1980)

Songs/Tracks Listing: 1. Catastrophe (1:05); 2. Repos Blanc (1:50); 3. Tape Tape (5:07); 4. Pellerin (7:23); 5. L'Oiseau Fou (5:56); 6. La Mer (12:21)
Total Time 33:39

Line-up/Musicians: Philippe Vincendeau - alto saxophone, soprano saxophone/Christian Robard - drums, vibraphone, xylophone/Bernard Nicolas - flute, soprano saxophone/Alain Gaubert - guitar, bass guitar/Claudie Nicolas - vocals

«О, умчаться туда, где, наконец, достаточно места, достаточно воздуха!
Быть вольным от прежних цепей и условностей!»- Поль Гоген.
Представляя этот уникальный альбом забытой ныне французской авангардной группы из Пон- Сен- Мартена, хотелось бы немного порассуждать. Но не об авангарде ( так много уж о нем было сказано), не о его величестве случае (уж это понятие вообще непредсказуемо), а о названии группы.
Noa имеет столь много разновидностей понятий, что невольно становишься в тупик, думая о том, что имели ввиду музыканты, так называя свой коллектив. Разброс огромен и я, не перечисляя их, все же думаю, что толчком была книга Поля Гогена «Noa Noa» о Таити. Эта история его поиска совершенства в мире сейчас почти хрестоматийна и не нуждается в пересказе. Художник бежал в удаленные края ведь для того, что б найти новое, не затертое, что б выразить себя, отринув все устоявшиеся догмы. Конечно, художник не попал в рай и не обрел душевное равновесие, но он смог по-иному взглянуть на наш мир, безграничный в своем многообразии.

А вам хотелось хоть раз вырваться из жестких рамок, что окружают нас повсюду? Хотелось бы получить полную свободу самовыражения, не привязанную к устоявшимся канонам? Думаю, что ответ будет утвердительным. И потому я приглашаю вас именно в такие дали, не скованные законами учебников, не зависящие от главенствования денежной прибыли, а обусловленные лишь одним- поиском своего слова в безбрежном океане культуры. Поскольку я исследую лишь очень небольшую и специфическую ее часть как французский прогрессивный рок, то и тема эта именно в данном русле. Книга же знаменитого художника прекрасно оттеняет грядущую музыку и дает нужный контрастный взгляд на общую тенденцию постоянного поиска нового, распространяемого и на авангардные музыкальные течения также. И вот теперь пора перейти непосредственно к группе Noa.

Информации о ней крайне мало. Известно лишь, что квинтет существовал в конце 70-х, исповедовал гремучую смесь из RIO, Zeuhl и Free-jazz, имел в своих кумирах Henry Cow, Magma и Art Zoyd, записал на Studio 20 в Нанте единственный альбом, без поддержки маститых компаний и радиостанций его распространял и тихо ушел в небытие. Да и далее продолжение их сольного творчества не случилось. Исключение лишь единичная запись Alain Gaubert в сольном альбоме Christophe Poison»Music Sky» да миньон Christophe Gatesoupe с участием барабанщика Christian Robard. Следы же остальных музыкантом затеряны. Да так и случилось и самим альбомом. Но Soleil Zeuhl, проводя постоянную работу по поиску забытых имен, перевыпустил этот альбом в 2011 году, записанный первоначально за четыре майских дня 1980 года. И сейчас у нас есть возможность его по достоинству оценить. Да, в нынешнее время мы имеем предостаточно интересных авангардных проектов, которые уже прочно застолбили за собой определенную нишу в этой стилистике. Noa же интересна и с точки зрения конкретного музыкально-временного развития общей тенденции поиска новых идей, и с точки зрения музыкальной составляющей, являющейся просто уникальной, и с точки зрения раритета, не подверженного вездесущей рекламной раскрутки.

Такая музыка требует психологической подготовки. Потому, прежде всего, интересен состав, где нет выделенного бас-гитариста, дуэт духовых выдвинут на авансцену, а вокал Claudie Nicolas столь оригинален, что не дает даже малейшей возможности на какие-либо сравнения. И жаль, что такая оригинальная певица более нигде не записывалась. Альбом совсем не длинен, можно сказать, что это то необходимое, что решили музыканты в далеком 1980-м вынести на суд слушателей. Потому и нам судить о ней тоже. Музыка будет сложная.

1. "Catastrophe". Катастрофа- веселенькое начало. И оно сразу выставляет акценты. Какофония, берущая в плен слушателя с первых тактов, основанная на дуэте флейт, обрамляющих атональный вокализ.
2. "Repos Blanc". Белый отдых- медитативное погружение в фольклорное неистовство. Остинатный бас и дуэт саксофона и флейты, аккомпанирующие вокализу, не имеют ни кульминации, ни завершения. Но, ведь это только начало.
3. "Tape Tape". Липкая лента - прекрасное название для этой песни. Мелодия ее однообразна, как и инструментальное сопровождение. Спусти пару минут возникает вторая тема, столь же одноаккордовая, лишенная динамизма и уводящая еще в одно стойко- медитативное мышление. Бас здесь отсутствует и ритмическая основа полностью в руках ударных.
4. "Pellerin". Интересное вступление, основанное на вокальных staccato, подкрепленных ксилофоном. Основная тема же резко контрастна: похоронный марш с вступительной темой в басу, данной в увеличении. Трехчастная форма здесь как классика жанра. Лишь кода импровизационно продолжает образность. Но на последних секундах все выливается в хаос.
5. "L'Oiseau Fou". Безумная птица - очень точное название этой авангардно-джазовой пьесы. Череда контрастных образов ( от унисонно- неторопливого до развязанного кабаре) основана на авангардно- медитативном мышлении. Наложение тем, разных по длительности воспроизведения- несомненная находка музыкантов. Терцовое флейтовое окончание вводит в завершающий образ.
6. "La Mer". Завершающая альбом мини-сюита «Море»- кульминация. Неспешное арпеджированное вступление, подкрепленное вибрафоном, выливается в более энергичную и агрессивную тему. Повторяющаяся короткая тема не дает волю фантазии. Лишь третья авангардная часть в духе А. Берга уводит слушателя в оперные эксперименты 20-го века. Соло бас гитары как медитативная дополняющая к спетому. Последующая джаз-авангардная коллективная импровизация, пожалуй, и будет кульминацией и выражением того образа, что на обложке альбома. Каждый инструмент солирует сам по себе, не обращая никакого внимания на остальных, отрицая сам принцип ансамблевости как основы музицирования. Лишь ударные и бас гитара не дают окончательно развалиться этому хаосу. Но безудержность духовых все-таки выходит из под мнимого контроля и на последних тактах устремляется в неизведанную высь!

Закончилась музыка. Растворились угасающие обертона в тишине. Итог этой музыки и подводить не нужно. Нужно лишь помнить, что без авангарда никогда бы не было постоянного движения вперед. Слова же Поля Гогена тут будут уместны:»Искусство- это либо плагиат, либо революция».

(c) Вадим Соседко, 2022