Законы объявленные. С Первого по Шестой включительно. То, чему меня научила Библия. Часть 31.
Законов, которые Господь Бог передал через Моисея, я всего насобирал в полях Ветхого Завета 49 штук. Семь раз по семь. Начну по частям описывать свои сопереживания восприятию этих законов.
Кроме повелений Христа, Господь ранее поручил Моисею объявить всем Евреям вот что. Бог сказал Моисею: "И вот законы, которые ты объявишь им":
1. "Если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром; если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его; если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один; но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, – то пусть господин его приведет его пред богов* и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно".
2.
Для Неевреев закон не писан и не объявлен. У Бога все люди делятся на Своих Евреев и остальных Неевреев. Если Нееврей попал в рабство к Еврею, то Еврей поступает с ним по своему усмотрению и в любом случае не грешит, ибо нет закона. Жена у Еврея не обязательно дар Божий, её может дать и господин, но только в пользование. Использованная жена и всё, что она родила, принадлежит арендодателю на праве собственности. Бог поступает иначе, Он даёт жену навсегда, делая мужа и жену одним существом в глазах Бога.
За шесть лет рабского труда занятия своим делом, раб Еврей обретает право стать свободным, ибо стал в своём деле мастером от Бога. Ну, а если нет, то - нет. Значит Еврей оказался Неевреем. Любить господина ценой отказа от личной свободы? Это преданность господину ценой предательства себя. Сейчас это называется трудовые отношения. Раб - работник, господин - работодатель. Если работодатель любит своего работника, как самого себя, как брата, то он должен после истечения шести лет рабства, предложить работнику уволиться по собственному желанию... или остаться рабом навечно. Если за шесть лет не срослось, надо отпускать, ибо уже и не срастётся. Ничего нового ныне не придумали, так было заведено извечно. Шесть дней трудись, седьмой - отдыхай. Кто не хочет отдыхать с Господом, оставайся рабом навечно. Хозяин - барин.
2."Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы; если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее [господин] не властен, когда сам пренебрег ее; если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей; если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития; а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа".
Использованная и ставшая ненужной по нежеланности дочь отца-продавца, продавшего её господину-покупателю в рабыни-наложницы, отходит даром... Куда? Зачем? К кому?
Отец является собственником дочери. Проданная дочь может обрести свободу только в том случае, если она не нужна как наложница ни покупателю, ни как обручённая сыну его, который либо лишил её пищи, либо одежды, либо супружеского сожития. Сказано "пусть отойдёт", то есть это приказ, а не право отойти. Покупатель вынужден отпустить, а проданная должна отойти. Отец-продавец получает взад свою дочь даром. Это очень похоже на лёгкий способ избавления от бывшей в употреблении вещи. Не дай Бог быть дочерью отца-продавца. И как важно быть проданной в хорошие руки. И плохо когда дочь обуза и отцу, и сыну, и... покупателю-господину. Разные последствия продажи отцом в рабство дочери и сына. Никакого намёка на равенство мужчины и женщины, господина и раба. Это угодно Богу. И законы эти действующие, ибо Бог их не отменял. Широко распространённое среди христиан мнение, что Христос эти законы заменил на Свои, я не могу принять, ибо мне представляется, что оно противоречит и букве, и Духу Слова Божия. Христос ничего из сказанного Его Отцом не отменял. Сын только дополнил Своими разъяснениями ранее сказанное Отцом, ибо пришло Его время.
3. "Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце]; а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к жертвеннику], то и от жертвенника Моего бери его на смерть".
Бог наказывает и бьющего, и битого, и убитого. Всем достаётся без обид. Да ещё потом битый небитого везёт. А вот убитый уже никого не везёт. Бог говорит человеку: "Не убий"! А Сам? Убивал, убивает и будет убивать. Но во благо, ибо Бог благ. Нас создал по образу и подобию Своему. Выходит так, что смысл и заповеди, и закона не лежит на поверхности и буквальному толкованию и тем более применению не подлежит. В мире, где под дудку сатаны люди главным принципом жизни положили конкуренцию, соперничество и соревновательность, ведущие к вражде и войнам, человек не может не убивать, ибо победитель всегда бывает один и всегда им является тот, кто выжил. Общее требование - не убий, оставь это на усмотрение Господа, если можешь. Если ближний имеет намерение тебя убить, его надлежит тебе убить, ибо ты его обязан любить, как самого себя. То есть сначала люби себя, а потом уже его, как себя из тех остатка сил, что сохранились нерастраченными на себя любимого. Как себя - это подобно, почти так же. Так же как человек подобен Богу и Бога любить должен больше, чем себя, потом себя, как Бога, потом ближнего, как себя. Если ближний хочет тебя убить, то он отказался тебя любить, а значит пошёл против Бога, предал и Его и тебя. Такого не грех и убить, ибо ты сам у себя в приоритете. Этот закон о том, кого и как можно бить, и о том, что бить нужно с умом и не сгоряча, а с холодной головой. закон этот обращен ко всем, кто ударил. Любой, кто ударил, и Еврей и Нееврей. И не важно кого ударил, лишь бы он был человеком. Значит того, кого ты не считаешь человеком, бить можно. Главное суметь это доказать Судье. По молодости я довольно много участвовал в драках, когда мы дрались, потому что дрались. Вроде никого не убил, но это случайно, потому что вполне мог бы. Вот случай из моей жизни. Приятель был на танцах со своей невестой. Отлучился покурить, она была спортсменка и не любила этого. Пока его не было, к ней подошёл какой-то козёл и пригласил танцевать. Она отказала. Он её ударил по лицу. И тут же сам получил в челюсть. Упал головой о бордюр и мгновенно помер. Козёл оказался сыном высокопоставленного мента. Парня посадили. Если же к этому случаю применить обсуждаемый закон Божий, так его вообще нужно было предать смерти! Вопрос: за что!? Кому от этого станет лучше? Любой нормальный мужик должен был так поступить. Ну не отводить же этого говнюка на мягкую травку!? Поэтому и законы Божии нельзя применять самому, если только ты не Богом избранный судья. И в законах все ситуации не пропишешь. Закон - это не буква, а дух. Направление ветра. И применять его нужно по духу, по направленности. Не может быть закон одинаков для всех. В прописании, то есть в букве - да. В применении, то есть в духе - нет. Каждому - своё.
4. «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти».
На первый взгляд тут нечего обсуждать. Но...
В этом законе есть недоговорки. Из моей жизни случай. Мой знакомый был сыном объезчика и имел и от природы, и от жизни сильные ноги. Его отец его гонял и бил, сам был или на лошади, или на мопеде, и по пьяни гонялся за сыном и бил его кнутом. Часто. Несколько раз в неделю. Сын много бегал и высоко прыгал. Сын подрос, если я правильно помню до 16 лет. А вот как-то раз отец в очередной раз бил этого парня и его мать у себя дома. Сын, защищаясь лёжа на полу, дрыгнул ногой, попал отцу в печень, та оторвалась и отец помер. По Божьему закону сына нужно убить дважды. Опять же вопрос: За что? Зачем? Кому от этого станет хорошо? И жена объездчика, и сын его сильно переживали, что так вышло. Со стороны кажется, что покойник был конченной мразью. Но оказалось, что те, кого он мучил, по-своему как-то любили его. После этого случая ни сына, ни его мать светский суд не осудил, люди говорили разное, но не судили строго, и Бог их помиловал. Вот. К разным людям и разным обстоятельствам Бог применяет свои законы по разному.
5. Бог повелевает: "Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти".
Лишение свободы приравнивается к убийству. Свобода в глазах Бога не менее ценна, чем сама жизнь. Всем очевидно указание на то, что тот, кто против воли человека его украдёт, рискует при обнаружении этого факта резким сокращением, ожидаемого им самим, срока своей жизни. О судьбе украденного, как говорящего вещественного доказательства, не сказано ничего. Ни о каких компенсациях похищенному причиненного ему физического и нравственное вреда из имущества приговорённого к смерти вора речи не идёт. Итак, красть людей не хорошо. А кто делает нехорошо, тому в награду смерть. Поэтому, когда что-то делаешь, делай сразу хорошо, а то мало ли что... Нельзя украсть тайно от Бога, поэтому не кради никогда никого и ничего, ибо Богу это не угодно. Что Бог дал человеку? — Всё. А что Бог дал одному, того другому не надо. Каждому - своё.
6. Далее Бог довольно жёстко предупреждает: "Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти".
Чужую мать злословь туды её в качель, а свою не моги под страхом смерти. Думать можешь как угодно, но слова тщательно выбирай. Но дело то ещё в том, что Бог Он ведь и мысли ведает... Поэтому - даже не думай об этом. Здоровее будешь. Но в жизни всё не так просто. Разные люди становятся родителями, и совсем неодинаковые у них получаются дети... Что значит злословие родителей? У Бога, благословление и пожелание продления радости творческой жизни есть добро, а проклятие и пожелание скорой смерти - зло. В смысле направленности злословие родителя - это пожелание отцу или матери вместо многие и благая лета скорой смерти. Они тебя с Божьей помощью родили и взрастили, а ты благодарно вдруг желаешь им поскорее отойти в мир иной и не мешаться под ногами. Бог считает, что это не хорошо. В жизни мне встречались самые разные отношения между взрослыми людьми и их родителями. Встречаются родители-мучители, эдакие деспоты, которые считают себя вправе воспитывать своих детей до смерти, причём часто дети у таких родителей вампиров умирают раньше их. Эти люди, конечно, жалуются на своих родителей, ругаются с ними, но это не злословие, это предохранение для вытерпевания и выживания. Бывает родители пьют кровь своих детей, бывает дети добивают своих родителей. Всяко бывает, но кричать: "Чтоб ты сдох!" — Бог не рекомендует. Христос говорит о семейных делах: "Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их". Вот какие внутриродовые дела быть могут в жизни последователя Христова в период между первым и последним пришествием Спасителя. Тут уже не пожелание возвращения в землю, из которой взят, а прямая война между детьми и родителями. А на войне нет места закону о смерти в миру, там есть место только закону выживания. Иными словами, на войне злословие уступает место злодеянию, которое в отношении врага становится благом. Когда отец Тарас Бульба у Гоголя убивает своего младшего сына Андрея, ставшего ему врагом, он совершает по человеческому разумению благо. Хотя это его сын и именно он его воспитал таким. Виноват отец, а убит сын, ибо во благо. За что убит сын? За то, что исполнил заповедь Божию, оставил отца и прилепился к жене и защищал уже жену против отца? Какие заповеди Божии нарушил Андрей? Формально - никаких. Он послушно принял смерть от руки отца, хотя имел возможность сам его убить. Молодой, сильный, ловкий и быстрый против старого, невероятно толстого (20 пудов всего, из них минимум 12 пудов сала), неповоротливого и замедленного. У Тараса в честном бою не было шансов против Андрея, это очевидно. Почему Тарас не убил себя после убийства сына? Андрей раскаялся и дал себя убить, а Тарас - нет, не раскаялся. Он всегда был уверен, что только он прав. Тарас также не смог спасти от расправы своего старшего сына, а потом, измучившись кровожадным и поистине сатанинским мщением, бросая в костёр своей мести не только своих вооружённых врагов, но и женщин, и стариков, и младенцев, дал убить и себя, ибо похоже, сам отчаянно искал смерти. С кем был Бог на той войне братьев друг с другом, на той бойне отца с сыном? Смерть приняли все, но кто во имя Христа? За веру ли православную сыноубийца Тарас со своими казаками грабил, насиловал и убивал многие тысячи людей, которые не воевали и не намеревались воевать с ним, разрушая и сжигая их жилища, города и веси? С его слов - да, он истреблял людей за православную веру с именем Христа на устах. И ему веришь потому, что именно так Бог учил Израиль воевать со своими врагами. Или на войне, как на войне? Ну, коли так, то и обратное развитие событий, тоже может быть воспринято, как благо. Что русскому - хорошо, то немцу - смерть. А предателю Господа смерть в любом случае, будь ты хоть сын или отец, или и сын, и отец в одном лице. На войне законы, данные Богом для мирной жизни, толкуются и применяются иначе. Добро и зло понимаются не так, как в мирное время. В мире Бог приказывает: «Не убий» никого, кроме... и перечисляет в законах, кого всё-таки нужно убить или предать смерти за те или иные нарушения законов. На войне же Бог повелевает: Убей всех! Никого не щади! Один и тот же Бог одному и тому же человеку, но в разное время при разных обстоятельствах, приказывает вести себя совсем неодинаково. На войне есть отношениям с чужими, то есть с врагами, и отношения со своими. С врагами отношения регулируются Божьими законами военного времени, это понятно, ибо на войне врагов любить не надо, а со своими— законами мирного времени, ибо своих любить надо всегда. Вот и Тарас Бульба, убил своего сына за то, что тот в чужом войске убивал бывших своих, ставшими ему чужими. Если твой сын на стороне врага, то он не свой и уже не твой, а чужой. Андрей знал наверняка, что его отец при случае, не медля, убьёт его жену, но на отца руку поднять не смог, за что и был им убит. Что страшнее на войне стать отцеубийцей или сыноубийцей? Страшнее стать сыноубийцей. Тарас принял смерть за то, что свою люльку не хотел бросить на поле боя, чтобы она не досталась врагу. Мученичество это или тупая жадность вкупе с грешной привязанностью? Свою жизнь за люльку... Люлька - дороже. Как ни крути, но ни мудростью, ни святостью, ни праведностью тут и близко не пахнет. А вот, если он решил, что на старости лет ему не к лицу бегать зайцем от погони, да и жить, осознавая свою вину в смерти обоих его сыновей, в сущности, по его вине, не самое лёгкое и приятное занятие... За Остапа он отомстил, кровью младенцев, как упырь, упился, много горя причинил чужим, а облегчения не получил, радости не изведал, только ещё большие муки испытал, и потому смалодушничал, искал и нашёл скорейшую встречу со смертью. Был ли с ним его Бог? —только Бог знает о том, более никто не знает. Гоголь всех убил. Все трое были разбойниками, которых в то время свои предпочитали называть казаками, и крови на каждом было достаточно. Но кто из них попал в рай? Остап принял мученическую смерть с именем Христа, но не раскаялся перед смертью. Андрей раскаялся, принял смерть смиренно, но не с именем Христа на устах он принял смерть. Тарас не сделал ни того, ни другого, но, принимая смерть, пытался советом помочь спастись своим подчинённым ему казакам. Как по мне, так все трое - мимо. Но именно в уста Тараса Гоголь вложил пророческие предсмертные слова, угрожающие поганым полякам: "Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему"! Как это сильно сказано в 1835 году, как мне кажется, и про наше лихое время тоже!!! Те причесанные и зализанные мысли об отношениях отца и сыновей, которые изложил Тургенев в романе "Отцы и дети", не идут ни в какое сравнение с кровавой беспощадной правдой жизни, предельно, на разрыв аорты духа и души, с рваными ранами сердец, описанной Гоголем в повести "Тарас Бульба". Диванно-философическое умничанье 1860 года против разбойной правды жизни, впервые обнародованной в 1835 году...
Итак, хулить - не хорошо. Хорошо - хвалить. Дольше и лучше проживёшь. Таков шестой Закон Божий.