#изсегодняшнегодня
Консультируя по профориентации, я даю развернутые рекомендации, основанные на опросах, тестах, интервью, беседах. В процессе участвуют и дети, и родители. Я анализирую все: от ответов на вопросы про выбор образования родителями (как родители себе выбирали образование, насколько их на решение повлияло мнение их родителей) до оценки навыков детей, полученных в кружках, секциях, дополнительных занятиях.
Но основная база анализа - это, конечно, беседы с детьми.
Сначала я смотрю на то, как дети представляют себе свое будущее. Нет, это не невозможно. Безусловно, есть такие моменты, которые невозможно запланировать - мир слишком быстро меняется. Но представить себе, чего ты хочешь от будущего — вполне себе по силам.
Хочешь быть успешным? Отлично! А что это такое? Как ты поймешь, что ты стал успешным? Какие ты себе представляешь критерии успешности?
Хочешь быть богатым? Здорово! А это как? Богатство - это сколько?
Хочешь быть знаменитым? И это прекрасно! А что такое знаменитость? Для тебя именно. Как ты себе представляешь то будущее, в котором ты знаменит? Какие критерии знаменитости?
И так далее. Рассуждаем. Даю задания. Заставляю выходить из узкого коридора представлений о себе и о том, что ты можешь себе позволить. Позволить себе фантазировать ребенок точно может. Но не каждый умеет. Часто даже опасается фантазировать. А еще чаще — банально не понимает КАК ЭТО.
Но это важно. Представлять себе себя в будущем — это видеть те ориентиры, которые позволяют в сегодняшнем дне прилагать усилия. Я сегодня учусь, чтобы потом стать успешным, богатым, знаменитым. Не последнюю роль в этом процессе играют взрослые. Именно они могут помогать детям фантазировать, а не ограничивать фантазии, боясь, что «вот он там нафантазирует, а потом не получится и он разочаруется». Лучше вместе искать способы и понимать, на что ты готов ради цели и на что не готов, вместо того, чтобы просто не думать о будущем, не представлять его себе.
Хотеть быть блогером или инвестором — это всего лишь слова. За словами — есть действия. Действия можно и нужно обсудить. Доступные сейчас — поддержать. Недоступные — запланировать на будущее или, действительно, отказаться.
Так зачем математику театральный кружок?
Для расширения кругозора
Для полезных навыков
Для раскрепощения
Для понимания себя
Для формирования разностороннего развития
- это вообще не пустые слова.
На месте театрального кружка может быть какой угодно другой творческий: рисование, пение, риторика, танцы, клуб чтецов стихов, тувинское горловое пение. Не все, чем дети занимаются, станет профессией. Но все, чем дети занимаются, помогает им повысить шансы на успех в конкурентной борьбе в будущем. Важно это осознать, проанализировать, присвоить и использовать. И сейчас, и в будущем.
Поясню на примере. Я мечтала стать актрисой, но так сложились обстоятельства, что в Москву я не поехала и в Щуку не поступила. Но поступила на эконом. Я была почти единственной, кто мог выступать на публике, не боялся сцены, имел поставленную речь и легко придумывал нестандартные подходы к стандартным курсовым. Даже диплом у меня был зрелищным, что подкупило и сделало его запоминающимся для всей приемной комиссии. Мои театральные навыки выделили меня. Помогают и до сих пор. А всего-то: дворовой театр и школьные сценки. Баловство (по мнению взрослых), переросшее в конкурентное преимущество.
Творчество, в любом его проявлении, всегда дает больше пространства для самореализации технарям. И, кстати, наоборот.