Найти тему
Охотник за Мечтой

Ошибки мышления: когда взрослые рассуждают подобно детям

Взрослые и дети мыслят по-разному, но иногда взрослые размышляют как дети
Взрослые и дети мыслят по-разному, но иногда взрослые размышляют как дети

Эксперимент

Если у вас есть ребёнок до 5-ти лет, то можете попробовать провести с ним эксперимент на качество мышления.

Для этого возьмите три стакана воды: два одинаковых, а один отличный. Например, более узкий и высокий. Одинаковые наполните водой. Спросите ребёнка, равное ли в них количество воды. Скорее всего, он ответит "да".

Затем из одного стакана перелейте воду в тот, что повыше и поуже. Поставьте рядом два полных стакана и снова спросите дитя, где воды больше. Чем младше ребёнок, тем больше вероятность того, что он покажет пальцем на тот стакан, где уровень воды выше.

Это пример наглядно-интуитивного мышления: уровень воды выше (это наглядно), значит воды больше (интуитивный вывод). Наглядно-интуитивное мышление у детей исследовал швейцарский педагог и психолог Жан Пиаже. Он выяснил, что для младших детей такой тип мышления вполне естественен, но по мере развития абстрактного и логического мышления, наглядно-интуитивное отступает на задний план.

Любопытно, что наглядно-интуитивное мышление не исчезает совсем и взрослые тоже умеют его демонстрировать.

-2

Индеец в каждом из нас

Наглядно-интуитивное мышление было названо феноменом Пиаже в честь его открывателя. Интересно то, что о данном феномене иногда сообщают антропологи, когда рассказывают о специфике мышления первобытных народов. Особенно тех, кто не знает счёта.

Так, ранее я писал об индейцах пирахан, в языке которых нет понятия числа, и которые могут безошибочно сравнивать количество тех или иных предметов только тогда, когда те лежат у них перед носом. Соответственно, пирахан заваливают тесты на всякое абстрактное мышление. Феномен Пиаже им свойственен в той же степени, что и детям европейцев.

Но не будем смеяться над "глупыми дикарями". Если мы понимаем суть того, как работает наглядно-интуитивное мышление, то убедимся, что и мы сами демонстрируем его всякий раз, когда выключается критическое мышление. Яркий пример - "ошибка выжившего".

Вам показывают военный самолёт с пробоинами в корпусе и задают вопрос: где необходимо усиливать защиту самолёта? Наглядно-интуитивное мышление заставляет вас показывать пальцем на отверстия в корпусе и отвечать: "Вот здесь! Это же очевидно!". А на самом деле усиления требуют неповреждённые части корпуса, так как попадание по ним было для самолётов критическим и они не дотянули до аэродрома.

Наглядно-интуитивное мышление заставляет нас акцентировать внимание только на какой-то одной, наиболее наглядной части явления, и упускать из внимания другие очень важные детали. Отсюда - ошибки в рассуждениях и неверные выводы.

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК

#психология #логика #мышление #дети #педагогика #самопознание #саморазвитие #интуиция #рассуждение #эффективность