Найти тему
Галерея ART&STARS

КОТЛОВАН, ПРОСТО КОТЛОВАН… (иногда стоит что-то ворошить)

Таня Сафонова. Илл. к тексту А. Платонова: «Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, и припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряжения труда. Ситец рубах с точностью передавал медленную освежающую работу сердца -- оно билось вблизи, во тьме опустошенного тела каждого уснувшего.» то
Таня Сафонова. Илл. к тексту А. Платонова: «Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, и припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряжения труда. Ситец рубах с точностью передавал медленную освежающую работу сердца -- оно билось вблизи, во тьме опустошенного тела каждого уснувшего.» то

Когда в лихие 90-е годы мы стали заниматься консалтинговыми работами в различных регионах России, то столкнулись с тем, что самые острые проблемы в городах российской глубинки были там, где горе-реформаторы наломали дров, разрушив государственные градообразующие предприятия (в том числе «оборонки») путем приватизации (деятели этого: А. Чубайс и др.) и реструктуризации этих предприятий (за этим жупелом, как нам рассказали сведущие люди, стоял Илья Клебанов – в последующем умудрившийся стать аж представителем Президента РФ в Санкт-Петербурге и Ленобласти)…

Развал отечественной промышленности, безработица, рост бандитизма и социальной напряженности, покалеченные судьбы и т.п. – на все было наплевать тем, кто эти реформы затеял и проводил. Более того для них, упоенных безнаказанностью, бесстыдством и непотопляемостью, жаждой собственной наживы это были «щепки от рубки леса»…

Таня Сафонова. Илл. к тексту А. Платонова: " Вощев забрел в пустырь и обнаружил теплую яму для ночлега; снизившись в эту земную впадину, он положил под голову мешок, куда собирал для памяти и отмщения всякую безвестность,
опечалился и с тем уснул. Но какой-то человек вошел на пустырь
с косой в руках и начал сечь травяные рощи, росшие здесь
испокон века."
Таня Сафонова. Илл. к тексту А. Платонова: " Вощев забрел в пустырь и обнаружил теплую яму для ночлега; снизившись в эту земную впадину, он положил под голову мешок, куда собирал для памяти и отмщения всякую безвестность, опечалился и с тем уснул. Но какой-то человек вошел на пустырь с косой в руках и начал сечь травяные рощи, росшие здесь испокон века."

Именно тогда у меня промелькнула мысль, что то, что проводили реформаторы, ничем (по своим методам, последствиям и даже логике мыслей) не отличалось от того, что было описано Андреем Платоновым в "Котловане" в отношении коллективизации, раскулачивания, внедрения в сознание людей новой идеологии и т.п.

Правда сильно сомневаюсь, что Чубайс и иже с ним читали Андрея Платонова, скорее делали вид, что читали, поскольку он стал в годы "перестройки" весьма популярен...

Таня Сафонова. Илл. к тексту А. Платонова. Чиклин и Настя.
Таня Сафонова. Илл. к тексту А. Платонова. Чиклин и Настя.
Таня Сафонова. Илл. к тексту А. Платонова: "И решив скончаться, он лег в кровать и заснул со счастьем равнодушия к жизни."
Таня Сафонова. Илл. к тексту А. Платонова: "И решив скончаться, он лег в кровать и заснул со счастьем равнодушия к жизни."

Несколько цитат из повести Андрея Платонова «Котлована»: (*) – Администрация говорит, что ты стоял и думал среди производства, – сказали в завкоме. – О чем ты думал, товарищ Вощев?

– О плане жизни.

– Завод работает по готовому плану треста. А план личной жизни ты мог бы прорабатывать в клубе или в красном уголке.

(*) – Не убывают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки? Дом человек построит, а сам расстроится. Кто жить тогда будет?

(*) – Капитализм из нашей породы делал дураков, и этот тоже остаток мрака.

(*) – А зачем тебе истина? Только в уме у тебя будет хорошо, а снаружи гадко.

(*) – Пора пошабашить! А то вы уморитесь, умрете, и кто тогда будет людьми?

(*) – Каждому человеку нужно иметь хоть маленькое господствующее значение, тогда он спокоен и приличен.

(*) – Извольте, гражданин Козлов, спать нормально – что это за класс нервной интеллигенции здесь присутствует, если звук сразу в бюрократизм растет?

(*)– Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!

(*) – Ты права, дочка, на все сто процентов, – решил Сафронов. – Два кулака от нас сейчас удалились.

– Убей их пойди! – сказала девочка.

– Не разрешается, дочка: две личности – это не класс [...] Мы же, согласно пленума, обязаны их ликвидировать не меньше как класс, чтобы весь пролетариат и батрачье сословие осиротели от врагов!

– А с кем останетесь?

– С задачами, с твердой линией дальнейших мероприятий, понимаешь что?

(*) – А истина полагается пролетариату? – спросил Вощев.

– Пролетариату полагается движение, – произнес активист, – а что навстречу попадается, то все его: будь там истина, будь кулацкая награбленная кофта – все пойдут в организованный котел, ты ничего не узнаешь.

(*) – Ущерб приносишь Союзу, пассивный дьявол, мог бы весь район отправить на коллективизацию, а ты в одном колхозе горюешь; пора уж целыми эшелонами население в социализм отправлять, а ты все узкими масштабами стараешься.

(*) – Теперь [после коллективизации] имущество – что сирота, пожалеть некому…

Но здесь я должен остановиться, поскольку А. Платонов был тем редким писателем, настолько владеющим словом и мыслью, что почти каждое его предложение становится крылатой цитатой…

Иллюстрация Д.С. Кондратьева к повести А. Платонова «Котлован».
Иллюстрация Д.С. Кондратьева к повести А. Платонова «Котлован».
Кирилл Соколов. Илл. к повести А. Платонова «Котлован».
Кирилл Соколов. Илл. к повести А. Платонова «Котлован».

В заключение приведу одну фотографию из открытой печати. Работы на котловане. 8 июня 1948 года на будущем комбинате «Маяк» запустили первый в России промышленный уран-графитовый реактор А-1, или как его ласково прозвали «Аннушка». (Ист-к: Сайт: www.ozersk74. Ну, а где-то через год, СССР испытал на Семипалатинском полигоне первую атомную бомбу, тем самым обеспечив установление паритета в ядерном оружии с последующей за этим «разрядкой»…

Котлован «Аннушка».
Котлован «Аннушка».

На этом пока всё. Искренне Ваш, Михаил Лукин. Особо признателен тем, кто, знакомясь с публикациями, оставляет комментарии, ставит оценки (лайки), и, тем более, подписывается. Рекомендую вам заглянуть в родственный канал по живописи Галерея АRTist и новый канал нашего друга Владимира Юданова «ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»

#культура #искусство #иллюстрации #Котлован А.Платонов

PS Пишу это уже позже, когда данная статья повисела некоторое время. Очень рассмешили меня рекламщики Дзен, когда разместили под статьей несколько рекламных сюжетов на тему того, как правильно рыть котлован...