С начала года тарифы взлетели на 20%. В компании кивают на подорожание телекоммуникационного оборудования
«Невозможно строить коммерчески выгодный бизнес, когда на тебя вешают социальную ответственность. Это не их роль», — так комментируют наши эксперты предписание ФАС, выдвинутое на днях МТС, о необходимости снижения тарифов на сотовую связь одним из лидеров рынка. Они напоминают, что в других отраслях хозяйствования цены растут гораздо быстрее, чем у операторов сотовой связи. Аргументы сторон — в материале «БИЗНЕС Online».
Как прокачали стоимость тарифов на 20% за год
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) накануне официально уличила одного из крупнейших российских операторов сотовой связи МТС в нарушении антимонопольного законодательства в виде необоснованного повышения цен на услуги связи. На своем официальном сайте ФАС пояснила, что для 28 млн абонентов в 2022 году произошел рост тарифов более чем на 20%. Сейчас компании выдано предписание о снижении цен до экономически обоснованного уровня, а сумма штрафа будет устанавливаться в ходе административного расследования.
Первое повышение цен на услуги было в январе 2022 года — около 9,5%, интересно, что именно тогда ФАС возбудила дело в отношении МТС. Компания обосновала такой рост тарифов увеличением затрат, но соответствующие документы, которые бы подкрепили возрастание расходов в полном объеме, контролирующей службе предоставлены не были. Второе повышение произвели в августе, но лишь для части тарифных планов, на 8,4%. Изменение других тарифов коснулось в сентябре и октябре — в размере около 9,7%. Таким образом, повышение цен на услуги сотовой связи МТС превысило 20% за год. С учетом что уровень индекса потребительских цен составлял 10,5% в августе, «ФАС России пришла к выводу, что повышение тарифов в отсутствие технологического, экономического и иного обоснования нарушает интересы потребителей», говорится в сообщении антимонопольной службы.
При этом очевидно, что сама компания с претензиями ФАС не согласна, так было и зимой, когда эта история началась, так происходит и сейчас. «При корректировке тарифов учитывался рост затрат на обслуживание телеком-инфраструктуры, который превышает рост доходов от оказания услуг связи. Необходимые подтверждения этому были представлены комиссии. Компания будет изучать доводы ФАС после получения официального текста решения», — сообщила нашей газете пресс-секретарь МТС в Татарстане Айгуль Арсланова.
Возможно, такая спокойная реакция компании связана с тем, что какие-то огромные штрафы, которые могли бы поставить под сомнение жизнедеятельность компании, ей не грозят. ФАС решила наказать МТС по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с российским антимонопольным законодательством, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц, объясняет в «Ведомостях» партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. Максимальный размер штрафа по этой статье для юридических лиц — до 1 млн рублей, для должностных лиц — до 20 тыс. рублей, добавляет он. Если бы действия оператора привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, то наказание было бы более серьезным, включающим оборотные штрафы от суммы выручки или даже возбуждение уголовного дела. Но в данной ситуации действия МТС не возымели таких последствий на рынке сотовой связи, считает Учитель.
«Получается, что ФАС не выполняет свою роль изначальную, а потом…»
Еще в августе в компании TelecomDaily прогнозировали, что по итогам 2022 года рост цен на услуги мобильной и широкополосной связи составит 15–18%. «Сейчас правительство РФ установило верхнюю планку повышения цен в год — величина инфляции, — рассказал накануне „БИЗНЕС Online“ гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. — Если по каким-то причинам планка преодолевается, это привлекает внимание ФАС, устраивают проверки. Данное разбирательство идет с начала февраля, еще до начала СВО, может, будут учитываться другие аспекты, но компанию оштрафуют. В любом случае все операторы повышают тарифные планы, но стараются не превышать рамки инфляции».
У другого эксперта отрасли, владельца Mobile Research Group Эльдара Муртазина, есть вопросы к ФАС. «Я видел предписание ФАС, честно, не совсем понятно, с чем оно связано, — сообщил эксперт нашей газеты. — Поэтому говорить о том, что произошло, сложно, так как нет понимания конкретных пунктов нарушения антимонопольного законодательства. ФАС согласует любое повышение цен. Обычно процедура выглядит следующим образом: ведомство получает от оператора оповещение о повышении цен на определенный процент, а после необходимо одобрение от службы или запрет. Почему антимонопольная служба пропустила поэтапное повышение цен? Я этого не понимаю, невозможная ситуация. Получается, что ФАС не выполняет свою роль изначальную, а потом начинает штрафовать за свои же ошибки. Странная ситуация».
По словам Муртазина, повышение цен компанией может быть обосновано увеличением ее расходов, и он проводит аналогию с ЖКХ, где регулярно повышают стоимость услуг, но это «никого не трогает». «ФАС, с одной стороны, не кошмарит бизнес, чтобы он обеспечивал связь и социальную функцию. У нас же нет понятия — неправомочное повышение цен, коммерческая организация может ставить как угодно. Обоснованность цен не должна высчитываться, если повышение не в разы. Нет монополизма среди операторов сети, у нас конкурентный рынок, — напоминает эксперт. — Но, с другой стороны, существует социальная ответственность, поэтому ФАС и следит».
При этом получается, считает Муртазин, что за счет коммерческих компаний государство решает социально значимые вопросы. «У нас есть избирательный подход — богатую компанию заставляют не поднимать цены, хотя, объективно смотря, стоимость услуг и товаров меняется везде, — говорит наш собеседник. — Если посмотреть, как меняются цены на обычную картошку и сотовую связь, то окажется, что паритета роста цен нет. Рост цен на мобильную связь намного ниже. Невозможно строить коммерчески выгодный бизнес, когда на тебя вешают социальную ответственность. Это не их роль. Условно, получается, что операторы сами виноваты в ведении „ценовых войн“, так рассуждают в ФАС. Если такую цену поставили, то это рентабельно, но нет же. В целом операционная деятельность прибыльна, но инвестиции в новые разработки — нет».
Муртазин считает, что необходимо быть начеку и остальным игрокам рынка. «Проверки могут пройти и у других операторов сети, чтобы никому обидно не было — получите и распишитесь», — заключает собеседник газеты.