Мальчику было всего лишь пять лет, когда в 1941-м году немцы расстреляли его родителей. Произошло это в Белоруссии, и тогда в городе Дзержинске немцы согнали на расстрел всех евреев.
Илюша Гальперин плохо помнит, как он оказался в лесу. Возможно, туда его отправила мама, чтобы он спасся.
Скитания в лесу
Глубокой осенью в лесу очень холодно, но Илья нашел на опушке убитого человека, и кое-какая одежонка ему пригодилась.
Мальчишка, выросший там, где населенные пункты со всех сторон окружены лесами, прекрасно знал, какие ягоды можно есть, а какие нет. Помнил он и о том, что в чаще можно встретить волков, и спастись от них можно только на дереве. Поэтому он и на ночлег устраивался там.
Иногда он выходил к людям, но те в крайнем случае давали ребенку кусок хлеба, не позволяя даже зайти в дом. Все были наслышаны, что за укрывательство евреев, грозит неминуемый расстрел, а ребенок вполне мог оказаться еврейским.
Латышский батальон
Илюша в последствии даже не мог сказать, сколько его скитания длились – может это был месяц, а может целый год. Но однажды он все же попался.
Это было очередное село, куда мальчик зашел в надежде получить, какой-нибудь еды. Один из жителей догадался, что это маленький еврейчик, и надеялся получить какую-либо награду, поэтому и отвел Илью в комендатуру.
Однако он не ограничился только этим предательством, а хорошенько поколотил ребенка, да еще и отнял у него вещи, спасавшие Илью от холода. В селе располагался батальон, в котором служили латыши. У подразделения было даже свое название – «Курземес». Курземе был районом в Латвии, откуда добровольцы пошли служить гитлеровцам.
Новое имя
Это был отряд отъявленных нацистов, в задачу которых как раз и входила поимка, а затем расстрел всех евреев. Но на счастье Илюши, даже среди этих людей нашелся добросердечный человек, пожалевший ребенка.
Капрал Екабс Кулис понимал, что мальчика убьют, как только догадаются, что он еврей. Он решил его спасти, и приказал Илье никому не говорить своего имени и фамилии, а также о том, как звали его родителей.
Он должен был всем представляться Алёшей – русским ребенком, который просто не помнит своей фамилии. Капрал уговорил сослуживцев оставить мальчика при батальоне, и выправить ему новые документы.
Так Илья стал Алексом, фамилию ему записали по названию латышского батальона – Курзем. Даже дату рождения ему выправили новую. 18 октября Латвия стала независимой, так и записали в документах Алекса.
Мальчишка оказался шустрым, а в благодарность за то, что он обрел теперь кров и ел досыта, старался во всем помогать солдатам. Он работал на кухне, носил по мере своих сил воду из колодца, по собственной инициативе чистил новым друзьям сапоги.
Скоро он уже прекрасно говорил по-латышски, и его не пугало собственное участие в операциях, когда каратели сжигали белорусские деревни вместе с их жителями.
Правда о службе в СС вышла наружу
В 1943-м латышей произвели в ССсовцев, стал им и Курзем. Про Алекса узнали журналисты, и вскоре вся Германия восхищалась ребенком, который в столь юном возрасте поддерживает нацистские идеи. Однако скоро в войне наметился перелом, батальон латышей был разгромлен, и паренек попал в Ригу, где его усыновил Екабс Дзенис.
Красная армия была на подходе, и семье, в которой жил Алекс, пришлось бежать в Германию. А в 1949-м они перебрались в Австралию. Курзем в своем возрасте уже понимал, что не стоит никому говорить, что помогал немцам уничтожать евреев.
Однако через много лет в 1997 году Алекс написал книгу, где, не скрывая ничего, описал свою историю. В еврейском сообществе вышел грандиозный скандал, и с тех пор все, кто знал Курзема, иначе чем нацистом, его не называли.