Что может случится с ребенком, если его насильно заставлять заниматься тем, что ему не нравится?
Это очень чревато, когда ребенок занимается непосильной для него деятельностью. В том числе и профессией, которая ему не нравится. Помимо того, что у него может развиться детская депрессия, также формируется и нарциссическая травма. В будущем исцелять ее очень сложно и это очень долгосрочный период.
Что такое нарциссическая травма?
Это когда родитель в ребенке не видит личность, не слышит его потребности. Он не видит его душу, он не слышит его чувств, а навязывает ему некоторый образ, которому он должен соответствовать. И вот на этом моменте ребенок перестает слышать свои чувства. Он изо всех сил пытается удовлетворить потребности своей матери. Потому что только так он может заслужить ее любовь.
Такой травмированный ребенок всю жизнь подвергается безумному давлению родителя: ты должен иметь такие же интересы как я, такие же силы, такие же возможности, такие же увлечения, быть таким как я, хотеть тоже что и я или быть таким как принято в обществе. Все попытки ребенка выстроить хоть какие-то свои личные границы высмеиваются и обесцениваются.
Например: сын прекрасно рисует и любит проводить время наедине с собой, а мать заставляет его идти в мальчишкам заниматься боксом, потому что там ребята хорошие и ей кажется, что ребенок должен обязательно быть всегда в обществе ребят и заниматься спортом, именно боксом, чтобы вырасти мужиком, чтобы он мог постоять за себя. А рисование она считает ерундой, не учитывая индивидуальные предпочтения ребенка и его способ самовыражения в жизни.
Или мать применяет постоянно физическое насилие в отношении своего ребенка как наказание за то, что он не соответствует ее образу. Или применяет психологическое насилие, такое как отвержение его, например устроить ребенку бойкот не разговаривать с ним, отворачиваться от него, показывая ему, что он пустое место, смотреть на него с пренебрежением и презрением.
Самооценка ребенка не просто страдает, а подвергается двойному удару, так как его желания и способности не учитываются.
В таких условиях ребенку приходится выживать подавляя свои желания и потребности и расширять свой арсенал хитростей, манипуляций, обмана для самозащиты. Так он учится не быть собой, ведь быть собой не безопасно. Скрывая свою уязвимость он часто испытывает стыд и не доверяет никому, выставляя для всех свою маску - раздутую компенсированную часть себя - успешного, уверенного, властного человека, но внутри оставаясь маленьким, робким и ранимым ребенком.
Такой травмированный взрослый часто сомневается в своих выборах: учебы, профессии, работы, партнера. Появляется чувство собственной недостойности, самозванца. Он не может признать свои заслуги, он не может оценить по достоинству и увидеть то, чего он добился в жизни, ему кажется, что все его достижения случайны, а на самом деле он ничего не значит, ничего не знает и не умеет. Что он ни на что не способен и не достаточно хорош для того дела, которое выбрал и которым занимается.
У таких людей повреждено само ядро личности и внутри живет большое разочарование в своих родителях, много боли, страха, ярости, гнев, хроническая обида. Такой человек не терпим к критике и превращается в озлобленного мстительного, иногда садистического взрослого, готового разрушить любого, нанесшего ему оскорбление.
В любых близких контактах этот человек становится невыносимым, так как любые обиды воспламеняются и на любой конфликт он реагирует либо гневным уходом в себя, либо унижает, обесценивает и отвергает обидчика, тем самым демонстрируя свое превосходство и власть. Так как любым способом надо защищать свою глубокую ранимую, робкую часть. Ему страшно быть разрушенным самим и так как он не умеет опираться на себя, на свои собственные ориентиры, чувствовать свою личность, ему приходится в любых конфликтных ситуациях защищаться и разрушая другого обретать себя.
Нарциссическим травмированным людям не хватает принятия себя, самоуважения, самоидентификации. Их раны связаны с тем, что любовь родителей на столько не доступна, что остается только о ней грезить.
Итак, ваш ребенок имеет право быть собой, имеет право на выбор и на свое собственное мировоззрение. Не пытайтесь за ребенка сделать выбор чем ему заниматься, чему учиться Выясните какие у него интересы, какие способности, помогите ему в определении его сильных сторон и способностей, дайте ему возможность сделать выбор самому.
Бывает, что родитель проецирует на своего ребенка какие-то свои не реализованные мечты. Например: "Я мечтала стать балериной, у меня не получилось и я отдала своего ребенка в балетную школу, хотя ему это было не просто не интересно, но и по конституции и весовой категории он просто не вписывается в эту балетную среду. Так мать или сам ребенок, чтобы заслужить любовь, начинает изнурять себя диетами, чтобы держать нужную весовую категорию, хотя ему это дается с большим трудом, так как тело его не предрасположено в балетной конституции. Таким образом ребенок не живет свою собственную жизнь, не развивает свои истинные способности. Он живет из ложного Я. Очень много энергии уходит нато, чтобы обслуживать чужие потребности.
(Процессуальный психотерапевт, трансперсональный психолог, шаманка Татьяна Манасян)
Автор: Манасян Татьяна Сергеевна
Психолог, Травматерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru