Марафонская битва произошла в ходе греко-персидских войн (500—449 годы до н. э., с перерывами) около города Марафон в 42 км от Афин.
Союзным войском из афинян и платейцев командовал полководец Мильтиад. Это стало первой победой эллинов над империей Ахеменидов. После поражения царь Ахеменидской державы Дарий I Великий стал собирать войско для покорения всей Эллады. После его смерти его сын Ксеркс I продолжил подготовку похода на Грецию.
Цикл статей - Мировая история, V век до нашей эры
Источники по Марафонской битве
Основным источником является книга древнегреческого историка Геродота Галикарнасского "История". Он использовал:
- сочинения авторов первых сочинений древнегреческой исторической прозы - логографов
- записи изречений оракулов
- записи магистратов
При этом к его "Истории" стоит отнестись критически, так как Геродот негативно настроен к другим греческим полисам, особенно Фивам.
Также интересна "Персидская история" древнегреческого историка второй половины V — начала IV вв. до н. э. Ктесия Книдского. Он имел доступы к архивам Ахеменидов во времена царя Артаксеркса II.
По сочинению Ктесия есть много критической литературы из под пера Аристотеля, Феопомпа, Страбона, Лукиана и Плутарха. Это делает ценным его труд, который был подвергнут критическому пересмотру.
Древнегреческий писатель и философ римской эпохи Плутарх и древнеримский историк Корнелий Непот также уделили внимание Марафонской битве в описаниях греко-персидских войн.
Древнегреческий писатель и географ II века Павсаний побывал на месте битвы и оставил её описание. В том числе и захоронения Мильтиада на поле Марафонской битвы. О поле битвы упоминает и древнегреческий историк Фукидид в своем труде "История". На поле Марафонской битвы проводили раскопки немецкий предприниматель и археолог-самоучка Генрих Шлиман и греческий археолог Валериос Стаис.
Предваряющие события
Афины как катализатор конфликта
В 527 году до н.э. умирает афинский тиран Писистрат. Власть в полисе перехватили его сыновья Гиппарх и Гиппий. Оба брата творили что им вздумается и вызвали недовольство населения. Гиппарх был убит, а Гиппия сверг царь Спарты Клеомен I. После ухода спартанцев власть в городе захватил представитель аристократического рода Алкмеонидов - Клисфен. Он ввел демократию - то есть власть народа. Теперь у власти стоял народ, а не тиран или аристократы как раньше. Для уравновешивания системы Клисфен ввел остракизм - изгнание из города путем голосования. Афинская аристократия эвпатриды были недовольны. Их представитель архонт Исагор отменил реформы Клисфена. Это уже не понравилось демосу-народу, который в свою очередь изгнал Исагора и вернул демократию.
Аристократы далеко не убежали - в Спарту. Поэтому афиняне послали депутацию в Сарды, к персидскому сатрапу Артаферну. Они согласились подчиниться персам только чтобы они защитили от Спарты. В 492 году персидский полководец Мардоний пытался установить реальную власть над Грецией и стать ее сатрапом. Но у него это не вышло.
Начало войны
Затем, против Ахеменидов подняли восстание греческие города Малой Азии. Они попросили помощи у собратьев с другого берега Эгейского моря. Афины оказали поддержку - афинское войско сожгло столицу сатрапии Сарды.
Ахемениды стали готовить сухопутную экспедицию против эллинов. Тем более Фракия и Македония признали власть Ахеменидской державы.
Большинство городов Эллады кроме Спарты и конечно Афин также признали власть государства Ахеменидов.
Датис и Артаферн
Командиром карательной экспедиции назначили Артаферна — персидского военачальника, сына сатрапа Лидии Артаферна и племянника Дария I. В помощники ему определили опытного полководца - мидийца Датиса. Первоначальной задачей был захват полиса Эретрия на острове Эвбея, острова Наксос и Кикладских островов. Согласно Геродоту, Дарий приказал «обратить в рабство жителей Афин и Эретрии и привести пред его царские очи». Консультации персам давал бывший тиран Афин Гиппий.
Развитие конфликта
После захвата Эретрии, население которой было обращено в рабство то же самое ждало Аттику. Персы высадились у города Марафон.
Афиняне подшустрили и быстро собрали войско во главе десяти стратегов. Платеи также прислали войско. Афинские стратеги расходились во мнениях - сражаться или нет. За битву был стратег Мильтиад. Тогда обратились к старшему над ними полемарху Каллимаху:
- В твоих руках, Каллимах, сделать афинян рабами или же освободить их. Ведь с тех пор как существуют Афины, никогда им ещё не грозила столь страшная опасность, как теперь. Мы — десять стратегов — разошлись во мнениях: одни советуют дать битву, а другие — нет. Если мы теперь же не решимся на битву, то я опасаюсь, что нахлынет великий раздор и так потрясёт души афинян, что они подчинятся мидянам. Если же мы сразимся с врагом, прежде чем у кого-либо возникнет гнусный замысел, то мы одолеем, так как ведь существует же божественная справедливость. Всё это теперь в твоей власти и зависит от тебя. Присоединись к моему совету, и твой родной город будет свободен и станет самым могущественным городом в Элладе. А если ты станешь на сторону противников битвы, тогда, конечно, мы погибли.
Каллимах встал на сторону тех, кто хотел битвы. После этого всеми уважаемый стратег Аристид предложил отдать всю полноту власти над войском опытному полководцу Мильтиаду. Аристид всегда ставил общегосударственные интересы выше личных и групповых. Поэтому с его предложением согласились.
Как бы там не было, но эллины успели занять возвышающуюся над местностью гору Пентеликон. Это позволило им контролировать дорогу на Афины.
Силы противников
Эллины
Древнегреческий писатель и географ II века нашей эры Павсаний пишет о 9 тысячах афинян и тысяче платейцев. Римский историк II—III вв. Марк Юниан Юстин писал о 10 тысячах афинян. Возможно это неверные данные, так как такое же количество эллинов участвовало в битве при Платеях 479 года. Могла быть простая компиляция исторических данных.
Армия Ахеменидов
Платон и афинский оратор Лисий писали о полумиллионе персов. Древнеримский историк Корнелий Непот приводит более реальные цифры: 200 тысяч пехотинцев и 10 тысяч всадников.
Сравнение войск
В персидском войске самыми хорошо вооруженными были персы и мидяне. Они носили доспехи поверху хитонов, были вооружены щитами, копьями, луками и мечами-акинаками. Но большую часть войска составляли подчиненные племена, которые были вооружены луками и дубьем.
Эллины были хорошо вооружены и защищены. Они строились в фаланги, что позволяло им выдерживать атаки более многочисленного противника. У каждого был щит-гоплон и шлем коринфского типа.
Единственным недостатком шлема коринфского ("дорийского") типа было то, что он не позволял гоплиту смотреть вбок. Однако в строю это было не так уж и нужно.
Все гоплиты носили панцири поверх туники.
Битва
Немецкий классический археолог Эрнст Курциус (2 сентября 1814, Любек — 11 июля 1896, Берлин) во время раскопок на месте сражения доказал, что эллины первые начали сражение. Персы не хотели атаковать неприступные позиции эллинов и стали садиться на корабли, чтобы высадиться в другом месте. Тогда эллины напали на войска, прикрывавшие отход персов. Эллины не воевали со всем персидским войском, а только с небольшой его частью.
Расстояние до персов было 8 стадий (около 1,5 километра). Главную силу афинян составляли фаланги из родовых фил Афин под командованием полководцев Фемистокла и Аристида. Они находились в центре.
Но как раз эти силы и не выдержали удара отрядов персов и саков, которые находились в центре. Исход сражения решили афинский отряд под командованием Каллимаха и фаланга воинов Платеи, разгромившие персов на флангах. Персы поняв, что их окружают. пустились в беспорядочное бегство.
Во время преследования персов доблесть проявил брат драматурга Эсхила - Кинегир. Кинегир схватился рукой за деталь кормы одного из вражеских кораблей, пытаясь его удержать, но перс отрубил ему руку. Кинегир умер от потери крови.
События после битвы
У персов были сторонники в Афинах - знатный род Алкмеонидов. Надеясь на их поддержку при захвате города они обогнули мыс Сунион и оказались недалеко от Афин в Фалерах. Но афинская армия совершила невозможное - она не отдохнув, совершила марш-бросок до Афин, оказавшись там вовремя. Пришлось персам убираться.
Древнегреческий поэт Симонид написал о воинах-марафонцах:
В первых рядах на полях Марафона с врагами сражаясь,
Силу блестящих мидян дети Афин разнесли.
Влияние битвы на обороноспособность Афин
Поняв что афинское войско могло не успеть к городу после битвы полководец Фемистокл за десять лет создал мощный афинский военный флот.
Легенды о битве
В Спарту был послан воин Фидиппид. По дороге к нему явился бог Пан и сказал, что благосклонно относится к жителям Афин, которые им пренебрегают, и придёт на помощь. Так он и сделал - наслал на персов ужас, который получил название "паника".
Павсаний писал, что к афинянам во время битвы явился призрак героя Тесея. Это было потом изображено на расписной стое Афинского Акрополя.
Также марафонский бег не имеет прямого отношения к битве при Марфоне. Даже имя гонца, который якобы пробежал 42 км 195 метров до Афин, чтобы сообщить радостную весть было не Фидиппид, а Евкл. Фидиппида придумал древнегреческий писатель Лукиан из Самосаты. Марафон в 246 километров пришлось проделать и спартанской армии, которая с опозданием прибыла под Афины. В память об этом в Греции ежегодно проводится стартатлон - пробег между Афинами и Спартой в 246 км.
Почитание битвы в античности
В Афинах в шестой день третьего месяца (Боедромиона) праздновали в честь Марафонской победы.
В искусстве
Сын Мильтиада Кимон воздвиг на Агоре Расписную стою в честь Марафонской битвы.
Немецкий поэт Георг Гейм (30 октября 1887, Хиршберг, Нижняя Силезия — 16 января 1912, Берлин) написал стихотворный цикл "Марафон". Лорд Байрон, принимавший участие в греческой революции против Османской империи, в своём произведении «Паломничество Чайльд-Гарольда» также упоминает Марафонскую битву.
Лорд Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда (пер. П. Козлова)
Прошли века, разрушены Афины!
А Марафонский дол дивит, как прежде, свет
Всё тот же он, лишь пахарь изменился.
В ту землю он рабом вонзает плуг;
Как в дни былые, с нею лавр сроднился;
Её, как встарь, лучами греет юг.
Но иностранца стала достояньем
Земля, где перед греками главу
Склонили персы. Живы те преданья
При слове: Марафон — воспоминанья
Нам представляют тень былого на яву.
Войска схватились: длится бой кровавый;
Мидянин лук бросает и колчан.
За ним несётся грек, покрытый славой.
Какой трофей оставили нам годы
В стране, где слёзы Азия лила,
Где озарил Элладу блеск свободы?
Немых гробниц разрушенные своды;
Обломки урн, — вот всё, что лет скрывала мгла.
В 2010 году в Греции выпустили памятную биметаллическую монету номиналом в 2 евро, посвящённую 2500-летию Марафонской битвы. На реверсе монеты изображены щит и воин.
Статьи канала "История и культура Евразии" за октябрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы