Те, кому не повезло угодить в отношения с человеком, имеющим пограничное расстройство личности (ПРЛ), часто задаются вопросом - "Откуда же берутся такие люди?".
Эта патология, как и многие другие, происходит из психотравмирующих детских переживаний. Клинические наблюдения показали, что в большинстве случаев люди с пограничным расстройством личности в детстве столкнулись со следующим:
- Неадекватная поддержка после утраты родительской фигуры.
- Грубое обращение родителя, систематические унижения и отсутствие эмоциональной поддержки.
- Воспитание матерью с ПРЛ.
Все перечисленное не гарантирует развития ПРЛ, но такие дети попадают в группу риска. Далее важно рассматривать прочие факторы, которые могут снижать или повышать вероятность возникновения патологии. Наиболее важным их них является уверенность ребенка в том, что его любят. Если в ближайшем окружении есть хоть один человек, который относится к нему с теплотой, шансы на благополучное психологическое развитие значительно возрастают.
Еще одним важным фактором является степень удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка, поскольку формирование личности зависит не только от психологической травмы, но и от моральной поддержки при ней. Игнорирование или отрицание родителем негативных переживаний ребенка может привести к застою в его психологическом развитии. Разрешение на выражение любых эмоций предотвращает их подавление и последующее возникновение симптомов. Выборочный запрет на эмоциональные проявления не позволяет ребенку принимать себя целостно и готовит почву для множественных психологических проблем. Теплое и доходчивое разъяснение сложных жизненных ситуаций помогает ребенку совладать со стрессом и обрести уверенность. В семьях, где проблемы не только не прорабатываются, но и не обсуждаются, ребенок оказывается вынужден подавлять свою грусть, из солидарности с родителями. Со временем это не выраженное горе способно превратиться в подземный вулкан. Эмоционально незрелые родители могут не замечать переживаний ребенка, пока они не приведут к серьезным последствиям.
У детей существуют следующие эмоциональные потребности:
- В нежности и тактильном контакте.
- В принятии - им важно видеть положительный образ себя в родительских глазах.
- В поддержке, чтобы их защищали и успокаивали.
- В определенном контроле и предсказуемом ответе на свои проявления.
Психологические проблемы, с которыми сталкивается взрослая личность, определяются степенью удовлетворения ее эмоциональных потребностей в детстве. В теории привязанности Дж. Боулби говорится о том, что страх разлуки, горе и скорбь являются составляющими привязанности. Однако тревожный тип привязанности формируется при переживании ребенком ранней брошенности и отсутствии моральной поддержки, что впоследствии превращается в глубинный страх покинутости.
В психотравмирующих ситуациях детям часто говорят что они должны чувствовать, вместо того чтобы позволить проявить собственные эмоции - "Папа уходит, но тебе от этого должно быть только лучше". Как будто они не имеют права расстраиваться и тем самым усугублять переживания взрослых. Даже самую большую боль можно вынести, если она высказана и разделена с другими, а подавленное отчаяние на долгие годы остается запертым изнутри. Такие дети часто застревают в прошлом и всю дальнейшую жизнь ищут с кем можно разделить свои детские беды.
М. Линехан полагает, что в развитии ПРЛ виновно "эмоционально инвалидизирующее окружение". В таком случае, при проявлении своих потребностей, ребенок сталкивается с непредсказуемой, неадекватной или обостренной реакцией. Взрослые порицают и обесценивают его чувства. В итоге ребенок ощущает себя эмоциональным сиротой и подавляет боль потери, что может становиться основой для психического расстройства.
Риск развития ПРЛ повышают систематические унижения, насмешки, оскорбления, запугивания. Такой стиль общения способен подорвать самооценку взрослого человека, а для самооценки ребенка он становится сокрушительным. При этом взрослый может не ставить свою самооценку в зависимость от чужого мнения, у ребенка такого выбора нет. Он будет делать все, чтобы завоевать родительское расположение и предотвратить утрату. Несправедливые обиды заставят его чувствовать себя виноватым на долгие годы вперед и добровольно запираться в темнице своих страхов.
Большинство мнений сводится к том, что полностью вылечить пограничное расстройство личности невозможно. Однако научиться контролировать свои эмоции и более эффективно адаптироваться к реальности вполне осуществимо. Люди с ПРЛ, находящиеся в психотерапии, строят более комфортные отношения с окружающими, разбираются в последствиях своих поступков и используют более осознанные поведенческие паттерны. Их терапия может быть длительной, но получаемый от нее результат невозможно заменить исключительно медикаментозными препаратами.
Спасибо за интерес, проявленный к моим публикациям!!!
Получить дополнительную консультацию или записаться на прием Вы можете по телефону 8-905-798-73-13 или в форме обратной связи на моем сайте niknyuteva.ru
С искренним уважением и заботой,
Психолог, Ирина Никнютьева
Автор: Никнютьева Ирина Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru