Найти тему

«Поставленные задачи выполнили полностью и даже с лихвой»: Российский императорский флот в Первой мировой войне

«Великая война» шла не только на суше. На море также разворачивались упорные сражения за овладение стратегической инициативой. На долю Императорского флота выпали сложные задачи, но русские моряки с честью справились с ними.

Итоги Русско-японской войны 1904-1905 гг. не прошли бесследно для отечественного флота. Усилиями передовой части русских морских офицеров и, прежде всего, последователей школы адмирала Степана Макарова флот, начиная с 1907 г., стал быстро восстанавливать и усиливать свою боевую мощь. Строились современные боевые корабли, включая мощные линкоры; была обновлена и улучшена система обучения личного состава. Совершеннее стала система организации управления флотом. В результате всех этих мероприятий Императорский флот оказался сравнительно неплохо подготовленным к Первой мировой войне.

Экипаж российского эскадренного миноносца «Новик», начало XX века - после 1910 г.  // forum.pogranichnik.ru
Экипаж российского эскадренного миноносца «Новик», начало XX века - после 1910 г. // forum.pogranichnik.ru

Русским морякам пришлось сражаться с сильным противником в лице германских военно-морских сил. Германия имела гораздо более многочисленный флот, чем Россия, однако он в значительной мере был задействован против еще более мощного британского флота. На Балтике немцы имели весьма ограниченные силы, соперничать с которыми Российской империи было вполне по плечу.

Особенно крупных успехов наши балтийцы добились в постановке минных заграждений. Из всех воюющих государств Россия оказалась самой подготовленной к минной войне. Один из кайзеровских подводников впоследствии вспоминал: «В начале войны лишь одна мина представляла опасность — мина русская. Ни один из командиров, которым была «поручена Англия», — а мы, собственно говоря, все были такими — не шел охотно в Финский залив. «Много врагов — много чести» — отличное изречение. Но вблизи русских с их минами честь была слишком велика. Германии, надо прямо сказать, делать там был нечего. Каждый из нас, если не был к тому принужден, старался избегать «русских дел».

Германская атака с моря на Рижский залив в августе 1915 г. потерпела неудачу, как и попытка немецких эсминцев прорваться в Финский залив в 1916 г. В свою очередь, русские корабли вели активные боевые действия на вражеских коммуникациях.

Германский минный крейсер «Альбатрос», выбросившийся на берег после боя с русскими близ острова Готланд (19 июня 1915 года) // /tunnel.ru
Германский минный крейсер «Альбатрос», выбросившийся на берег после боя с русскими близ острова Готланд (19 июня 1915 года) // /tunnel.ru

Еще более успешную борьбу с противником вел Черноморский флот. В октябре 1914 г. немецко-турецкие военно-морские силы внезапно напали на русские порты. Были обстреляны Севастополь, Одесса, Керчь и Новороссийск. Вскоре последовали ответные действия наших моряков. Русские корабли регулярно обстреливали турецкие порты, ставили минные заграждения у Босфора, топили турецкие транспортные суда. В 1915 г. Черноморский флот проводил активные крейсерские операции, нанеся противнику большой урон. К концу года он прочно овладел стратегической инициативой. В кампанию 1916 г. Черноморский флот активно поддерживал Кавказскую армию, наступавшую на турецкий порт Трапезунд, высаживал тактические десанты и содействовал захвату этого крупного города.

Российская революция 1917 г. самым трагическим образом сказалась на русском флоте. Вовлеченность матросов в политические баталии привела к резкому падению дисциплины. Участились самосуды над офицерами и даже адмиралами (в том числе, над командующим Балтийским флотом вице-адмиралом А.И. Непениным). В результате так и не удалось провести запланированную Босфорскую десантную операцию по овладению черноморскими проливами. Осенью 1917 г. немцы попытались прорваться к Петрограду, рассчитывая на то, что Балтийский флот полностью утратил свою боеспособность. Однако противник просчитался. В Моонзундском оборонительном сражении русские моряки нанесли немцам большой урон и отстояли подступы к столице. Русский флот с честью завершил войну на море, оставшись непобежденным.

Линейный корабль «Севастополь», Балтийский флот, 1915 г.
Линейный корабль «Севастополь», Балтийский флот, 1915 г.

Знаете ли вы, что:

- К началу Первой мировой войны
в боевом составе Российского Императорского флота имелось 12 линейных кораблей, 3 броненосных крейсера, 11 крейсеров, 71 эскадренный миноносец, 47 миноносцев, 30 подводных лодок, 15 канонерских лодок, 8 минных заградителей, 5 тральщиков, 10 посыльных судов, а также большое количество вспомогательных судов.

- Накануне войны были заложены броненосные крейсера «Измаил», «Бородино», «Наварин» и «Кинбурн», которые должны были существенно усилить флот. Революция и Гражданская война не позволили ввести эти корабли в строй.

- На службе во флоте (включая учреждения морского ведомства) состояли 191 адмирал и генерал, 810 штаб-офицеров, 2148 обер-офицеров, 985 военных медиков и военных чиновников, 52 011 нижних чинов.

- За время Первой мировой войны только Балтийский флот установил
35 тысяч мин.

- Самой большой потерей Черноморского флота была
гибель линейного корабля «Императрица Мария», который взорвался на якорной стоянке в порту 20 октября 1916 г., пробыв в строю всего лишь один год после вступления в строй. Причины взрыва так и не были выяснены. По версии одних историков он мог быть результатом диверсии, по мнению других — несчастным случаем.

- В зале №3 нашего музея можно увидеть уникальный экземпляр наградного оружия — «почетную саблю» (морской офицерский палаш) линейного корабля «Императрица Мария». По статуту, утвержденному императором Николаем II во время посещения линкора в 1916 году, сабля присуждалась офицерам корабля, прослужившим на нем не менее года. Данная сабля — единственная дошедшая до нашего времени из 17 подобных. Клинок, принадлежавший мичману корабля Г.Р. Вирену, был спасен хозяином во время катастрофы на линкоре и прошел с ним дорогами Гражданской войны. Сабля сохранилась у владельца в эмиграции и спустя десятилетия заняла свое место в экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил.

- Грузы военного назначения поставлялись в Россию из Великобритании морским путём в Архангельск. Ответом на попытки немцев нарушить коммуникации стало появление системы
конвоев, начавших широко практиковаться с осени 1916 г. Конвоирование осуществлялось от норвежской границы почти до самого Архангельска поочередно российскими и британскими кораблями.

- Во время войны появилось новое оперативно-тактическое соединение Императорского флота –
Флотилия Северного Ледовитого океана. Она стала предшественницей современного Северного флота ВМФ России.

- Материалы, рассказывающие о Российском императорском флоте в нашем музее можно найти в залах №№ 1-3. Его участию в Первой мировой войне посвящена отдельная экспозиция.

В зале №3 ЦМВС РФ
В зале №3 ЦМВС РФ

#российскаяимперия #перваямировая #флотроссии #историяфлота #николайii