Найти тему

8 мифов о воспитании и развитии детей.

На что современные родители полагаются в вопросах воспитания и развития?

Достаточно часто на мнения и представления в обществе и своем окружении, личный опыт, семейные традиции, стремление сделать «как лучше» и «не повторять ошибок своих родителей», собственную интуицию и мировоззрение.

При этом родители сейчас достаточно много читают специальной литературы, консультируются со специалистами, ищут ответы на свои вопросы в различных источниках.

И все-таки, есть целый ряд ошибочных представлений, мешающих родителям растить счастливых, самостоятельных и уверенных в себе детей.

Миф 1. Всё лучшее детям.

Современных детей сложно чем-то удивить. В их доступе множество игрушек, развлечений, удовольствий без каких-либо специальных усилий.

Родители в желании дать детям все самое лучшее, особенно, если сами что-то не дополучили в детстве, лишают ребенка необходимости к чему-то стремиться, добиваться целей. Неограниченное потребление материальных благ приводит к тому, что дети растут инфантильными и зависимыми. Всё лучшее им достается и так, по факту. Нет необходимости прилагать усилия, пробовать, учиться, достигать результата.

При этом сами родители часто отказывают себе в необходимых вещах, чтобы у детей было все самое лучшее. Оберегают их от материальных трудностей. Быть ребенком в таких семьях — это множество привилегий без какой-либо ответственности и обязанностей. Дети вырастают с установкой «мне все должны». Когда они становятся взрослыми вдруг оказывается, что мир вокруг них ведет себя иначе, чем их мамы и папы, и ждет от них самостоятельности, активности, целеустремленности в обмен на их «хочу».

Родительская гиперопека и самопожертвование блокируют у детей проявления самостоятельности и формирование навыков справляться с жизненными трудностями и разочарованиями.

В действительности, лучшее что могут сделать родители для своего ребенка - подготовить его к самостоятельной жизни или, другими словами, создать для него такую среду, в которой он сможет проявить свои сильные стороны, способности, внутренние качества, сформировать характер.

Миф 2. У детей не должно быть свободного времени.

Родители считают, что чем меньше у ребенка свободного времени, тем лучше. Для родителей важно, чтобы дети были всесторонне развиты и у них «не оставалось время на глупости», поэтому каждый их день расписан по минутам.

Действительно, дети, занимающиеся спортом, музыкой, творчеством, успевают больше своих сверстников, которые не занимаются ничем. У них есть еще один круг общения и социального опыта помимо детского сада или школы. Они более целеустремленные, активные, развитые.

Но у такой позиции есть и обратная сторона медали. Загруженные до предела, дети переутомляются, у них не остается времени на отдых, перезагрузку, свободную игру, творчество, собственные интересы и даже просто полежать на диване.

Между тем, настоящее развитие способностей, умений и навыков ребенка происходит за пределами классов и занятий. Именно в свободное время дети могут самостоятельно использовать полученные знания и действительно творить, создавать, придумывать, делать.

Так развивается творческое, креативное, логическое, критическое мышление ребенка, когда он сам себе автор, исполнитель и критик. Кроме этого, у детей появляется время на размышления, более детальное изучение того, что им интересно, на понимание своих потребностей, на общение с близкими и друзьями.

Свободное время – это время, когда ребенок может сам выбирать и решать, как им распорядиться. Ведь все остальное его время подчинено режиму и расписанию, которые составили для него взрослые. Навык самостоятельного планирования времени и умение занимать себя самостоятельно крайне важные и необходимые навыки.

Миф 3. Детям не должно быть скучно.

У детской скуки может быть несколько причин.

Во-первых, перегруз или излишек игрушек, игр, книг, занятий, развлечений.

Во-вторых, это может быть защитная реакция на излишнее давление и напор со стороны взрослых.

В-третьих, ребенку действительно может быть неинтересно то, чем ему приходится заниматься.

А поскучать бывает полезно. Даже если родителям невыносимо на это смотреть и очень хочется загрузить ребенка в такой момент по самые уши. Состояние покоя или «пассивный режим мозга» полезны для самоопределения, поиска, разгрузки, размышлений, отдыха и творческого самовыражения.

Скука – ответ психики ребенка на недостаточно безопасную атмосферу. Увлеченность и интерес — на эмоционально безопасную среду.

Миф 4. Детей нужно во всём контролировать.

Частая ошибка родителей считать, что они всегда знают лучше, как лучше ребенку, не оставляя для него выбора даже в мелочах.

Авторитарный стиль общения и жесткий контроль способствуют тому, что ребенок растет боязливым, безынициативным, безвольным и запуганным. Он будет врать и бояться признаться в своих промахах и ошибках. В нужный момент он не сможет сам принять решения без помощи родителей. И уж тем более не научится нести ответственность за свой выбор. Основа детско-родительских отношений – это сотрудничество, договоренности и взаимное уважение.

Конечно, дисциплина нужна детям также, как и свобода. Но воспитание по принципу «дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина» приведет к подчиненной и зависимой позиции, не умению планировать свою жизнь, пробовать новое, проявлять себя в будущем.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос сломленным и неуверенным в себе?

Миф 5. Хорошие дети - послушные дети.

Безропотное послушание – опасный миф.

Дети не должны быть удобными для родителей и других взрослых. Скорее наоборот, нормально, если дети неудобные, шумные, подвижные, искренние, честные, умеют говорить «нет», что они чувствуют, хотят, что им важно, интересно. У них должно быть свое мнение, право на негативные или позитивные эмоции и реакции, на самостоятельные решения и ответственность за свои поступки.

Беспрекословное послушание сдерживает желания, стремления и проявления ребенка.

Но это не значит, что ребенок всегда может делать все, что захочет и вести себя соответственно. Родителям важно найти золотую середину между абсолютной вседозволенностью и жесткой дисциплиной.

Миф 6. Ребёнок не должен проявлять негативные эмоции, у него не может быть проблем.

Дети те же люди, что и взрослые. Они могут огорчаться, злиться, грустить, печалиться. Им могут не нравится обстоятельства, ситуации, другие дети или взрослые. Они могут чувствовать себя одинокими, несчастными, потерянными, обиженными. Разница лишь в том, что порой детям сложно сформулировать причины своих негативных эмоций и переживаний.

А родителей часто пугают, раздражают эмоциональные выражения детей, им может быть стыдно за их поведение. Они не умеют с ними справляться и помогать детям правильно их проживать, им проще отмахнуться и обесценить детские проблемы.

Негативные состояния психики ребенка неизбежны, они помогают ему разгружаться и разряжаться, снимать стресс. Родителям важно не блокировать проявления «плохого поведения» ребенка, а принимать такие его состояния, помогать ему разобраться в своих чувствах и эмоциях, и научиться ими управлять.

Миф 7. Ребёнка нужно оберегать от всех жизненных трудностей и переживаний.

Негативный опыт – это прежде всего опыт. Наши дети не смогут всю жизнь прожить в счастливом и безмятежном вакууме, созданном нами, родителями. Им придется сталкиваться с трудностями, неудачами, проблемами. Задача родителей научить справляться с ними, показать личным примером, как можно решать проблемы, а не прятаться от них, поддерживать детей в трудные моменты, тренировать их навык решения «детских проблем», помочь им осваивать инструменты и способы решения самых сложных жизненных задач.

Миф 8. После трёх уже поздно.

Идея всем известного бестселлера Масару Ибуки далека от ее интерпретации. Кроме того, автор – гениальный инженер и предприниматель, а не специалист в области детской возрастной психологии и развития детей.

Действительно, в первые три года идет активное созревание и развитие мозга ребенка, высока его пластичность. Ранний возраст характеризуется обилием самого разного опыта: сенсорного, зрительного, кинестетического и т.д. и естественной потребностью ребенка получать такой опыт. Этот опыт позволяет ребенку знакомиться и осваивать окружающий его мир, расти, развиваться.

Родителям важно следовать за природным и заложенным в ребенке интересом к развитию. Но это не значит, что детей до трех лет необходимо срочно научить читать, считать, изучать иностранные языки и т.д.

«Окно развития» не закроется после трех лет. Основой гармоничного развития ребенка всегда будет обогащенная среда с соответствующими его возрасту задачами развития.

-2

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц