Специальная военная операция и последовавшая за ней частичная мобилизация затронула многие российские семьи, разделив их жизнь на «до» и «после». Женщины проводили своих мужей, братьев, сыновей, теперь им необходимо самим воспитывать подрастающее поколение и решать множество бытовых и материальных проблем – и все это на фоне переживаний за своих мужчин. О том, как избавиться от страха и тревожных мыслей, взять себя в руки и успокоить детей, рассказала семейный психолог Елена Зырянова.
– Елена Николаевна, какие человеческие потребности затронула частичная мобилизация?
– Эта ситуация в стране коснулась сегодня каждую российскую семью. Нет того, кто остался в стороне. Даже если кого-то не затронула напрямую, то это не говорит о том, что не коснется в будущем и не скажется на привычной и понятным образом отлаженной жизни. Сложившаяся ситуация в мире и стране в первую очередь пошатнула базовые человеческие потребности – потребность в безопасности, в доверии миру, в защищенности и в уверенности в будущем. Случившееся – страшная психологическая травма мирового масштаба, ведущая к расчеловечиванию людей и утрате их ценностных и нравственных смыслов.
Пять стадий
– Что происходит с людьми в этот момент и почему они по-разному реагируют на случившееся?
– В обществе действительно можно наблюдать разные типы реагирования людей на происходящее. Мы все попали в ситуацию неопределенности, которая повышает уровень стресса и напряженности внутри каждого человека: рушится привычный и понятный уклад жизни, устои, происходит крах привычек, надежд и сформированных внутри многих семей планов. На психологическом уровне люди переживают утрату, и здесь включаются механизмы проживания горя. Работа горя проходит пять стадий, и на каждой из них человек по-разному себя проявляет в поведении и в эмоциональном плане.
– Расскажите о них подробнее.
– Первая стадия – шок. Когда мы узнаем о каком-то травмирующем нас событии, человек впадает в некое замирание, оцепенение на уровне тела, на эмоциональном уровне охватывает ужас, в мыслях звучит вопросы: как так? разве такое возможно? Мыслить рационально и принимать какие-либо решения в таком состоянии невозможно.
Через некоторое время человек переходит во вторую стадию – отрицание, когда внутренний голос говорит: нет, этого не может быть, это не с нами, это не про нас, нас это не касается. Здесь начинают активно работать механизмы страха, которые включают такой способ реагирования на происходящее, как убегание, отстранение от ситуации, желание спрятаться, исчезнуть. Это состояние побуждает к появлению таких тенденций в поведении среди людей, как мигрировать, переехать в другую страну, скрыться.
Третья стадия – торг, стадия частичного приближения к осознанию реальности. На стадии торга человек задается вопросами: если я так поступлю, а если я вот так сделаю – чем я заплачу за это? И здесь человек встречается с потребностью заплатить чем-то другим, вместо того чтобы переживать и принимать случившееся, на эмоциональном уровне происходит нарастание тревоги, смешанной с болью паникой и раздражением, злостью. Но реальность такова, что, какой бы выбор мы ни сделали – за все будет ответственность и своя плата. Человеку становится страшно, и это побуждает его к появлению агрессии, желанию как-то защитить себя. Для этой стадии характерны колебания в настроении. В такие моменты люди обращаются к специалистам с паническими атаками, жалуются на тревожный сон или вовсе бессонницу, на то, что не могут найти себе место, успокоительные не помогают, мучают разные негативные, разрушающие мысли. На стадии торгов повышается тревожность, потому что человек находится в жуткой неопределенности и постоянно прокручивает в мыслях варианты возможного развития событий, при условии: «а если бы…».
Четвертая стадия – агрессии. И это как раз касается тех людей, которые начинают уходить в обвинения, агрессия может быть направлена как на других (на людей, обстоятельства и т. д.), так и на себя (аутоагрессия), смысл этой стадии – освободиться от разрушающих душу переживаний. Таким образом, человек с помощью агрессии выражает свою потребность в справедливости. Однако, обвиняя виновников случившегося, зачастую сам использует при этом разрушительные методы. Человек ругает близких, власть, страну, законы – и застревает в этой агрессии, застревает в боли и чувстве несправедливости. У него снижается чувствительность к реальности и отсутствует способность к осознанности и включению конструктивного способа реагирования безболезненно на существующую реальность.
Погружаясь в собственные негативные эмоции и выражая их вовне, такие люди усиливают вокруг себя стресс. И это разрушительная позиция. Если уровень вашей стрессоустойчивости низкий, то общение с такими людьми лучше ограничить.
Особенно это касается детей. Детская психика в буквальном смысле воспринимает все происходящее, отсутствует какое-либо осознанное и реалистичное восприятие происходящей ситуации. Ребенок как губка. Он просто впитывает и транслирует то, что впитал. Более того, ребенок способен чувствовать чувства других людей, он «берет» это состояние, однако освобождаться от излишне взятого на эмоциональном уровне еще не умеет. Поэтому большая ответственность лежит на тех людях, которые находятся рядом с детьми, и если они позволяют себе резкие высказывания, грубые негативные эмоции, застревая в разрушительной для себя стадии, тем самым они расшатывают и детскую психику.
Важно не застрять
– Что делать в такой ситуации? Обращаться к специалистам?
– Важно самому или с помощью специалиста помочь себе развернуть фокус внимания на себя. Посмотреть на себя и происходящее со стороны: что я делаю? что я транслирую? насколько это помогает мне, моим близким? я созидаю или разрушаю? Эти вопросы, обращенные внутрь себя, позволяют человеку перейти на пятую стадию переживания утраты – стадию принятия. Это стадия становится высвобождающей человека из заточения сильных эмоциональных переживаний и заблуждений, постепенно включается понимание реальности: «Да, правда состоит в том, что случившееся – трагедия, ужас, и я в этом нахожусь. Мне нужно понимать, что сегодня зависит от меня, сделать осознанный выбор в пользу последующих своих действий, эмоций, высказываний и своего поведения в целом. Стадия принятия сопряжена с печалью и грустью, но лишь эти чувства способствуют отступлению страха и агрессии, вины. Только через печаль и грусть человек выходит на уровень осознанности, сочувствие близким и вообще случившемуся. Вот эти пять стадий сегодня проживает практически каждый человек.
– Как можно помочь человеку, который застрял на одной из стадий?
– В первую очередь нужно себе дать команду: «Стоп!». Важно остановиться, выдохнуть и перевести фокус внимания на себя, на осознание реакций в теле. Постараться расслабить тело, снять телесные спазмы и зажимы. Посмотреть здраво и безоценочно на то, что происходит вокруг. Как мы смотрим на солнце: вот оно есть, оно может быть палящим, оно может быть греющим, оно может быть закрыто тучами. Мы на него не злимся и не осуждаем – это бессмысленно. Оно просто есть. И когда мы начинаем принимать реальность: да, это есть, да, частичная мобилизация случилась. Бессмысленно сейчас на нее злиться, сокрушаться и обвинять кого-то. Нужно просто это осознать, сказать себе стоп, отдышаться и выйти из состояния жертвы. Потому что как только мы входим в состояние жертвы внутри себя, то наполняемся страхом, злостью, негодованием – и бездействуем.
Согласитесь, когда мы рождаемся, то с первым вдохом и выдохом, с первой материнской заботой мы получаем от мира лишь факт рождения, который зафиксирован в свидетельстве о рождении. А на все остальное, с чем мы встречаемся в жизни, нам гарантий не дает. Нам никто не гарантирует отсутствие болезней, никто не гарантирует, что мы будем окружены понимающими и любящими нас людьми, что мы не встретимся с какими-либо чрезвычайными ситуациями, природными катаклизмами. Жизнь не дает нам никаких гарантий, но люди почему-то всегда их хотят. Жизнь есть ответственность за выбор, который я принимаю в этой негарантированной жизни. Поэтому нужно включать осознанность. Если не получается это сделать самому – то нужно обратиться к специалистам, которые помогут это сделать.
Научиться безоценочности
– Может, тогда проще перестать следить за новостями и сохранить свое психическое здоровье?
– Сейчас кто-то от страха перестает изучать эту тему, читать новости и старается не знать о происходящем, кто-то, наоборот, продолжает это делать и возбуждает в себе агрессию. Но важно научиться безоценочности, именно тогда появится возможность увидеть реальность, отойти от всех эмоциональных самозащит – и уже после этого делать какой-то выбор и нести за него ответственность. Нам нужно повышать готовность людей делать свой осознанный выбор в этой нестабильной ситуации. Задавайте вопросы: кому я нужен, важен? чем я полезен своей семье? чем я могу помочь стране и нуждающимся? Важно быть во взрослой позиции и понимать, что мои ресурсы и возможности нужны и важны, – тогда появляется энергия. Осознанность способствует нашей проактивности, и мы получаем тем самым право на выбор собственных реакций на всех уровнях восприятия жизни: когнитивном, эмоциональном и телесном уровнях. Помогаем своему сознанию включиться в реальное восприятие происходящего, адекватно его оценить и начать делать то, что следует делать.
– Как справиться с грузом ответственности женщине, у которой призвали мужа и она осталась одна с детьми и за папу, и за маму?
– Тут я немного не соглашусь, роли в семье не поменялись. Женщина не осталась для ребенка за маму и за папу, женщина остается мамой. А папа сейчас на спецоперации, но он есть, просто сейчас на расстоянии. И все правила, которые были в семье с присутствием папы, должны соблюдаться дальше. Ребенок должен понимать, что происходит, но нельзя допускать стрессовую ситуацию для него, нельзя драматизировать и усиливать уровень стресса у детей своими реакциями и переживаниями горя.
Сосредоточиться на ресурсности
– В такой ситуации встает вопрос: что говорить детям, как объяснять им, что папа уехал на неопределенный срок?
– Повторюсь, во-первых, нам нельзя драматизировать ситуацию. Не стоит усиливать и побуждать внутри детей и без того существующие страхи и раздражения. Задача мамы и близких родственников – сохранить мир детей, их распорядок дня, уклад вещей. Нужно, чтобы у ребенка была уверенность в себе, своих силах справляться с теми задачами жизни, которые стоят перед ним, ребенок должен знать, что он делает сегодня и что будет делать завтра. Он должен чувствовать любовь и защиту от своих родителей, в какую бы ситуацию он ни попал. Если страшно ему, то нужно принять его чувство, поговорить об этом. Помочь отпустить страх и другие негативные переживания. Это дает ему силы жить и смело смотреть в завтра и не впадать в уныние.
Часто дети, видя испуганного родителя, начинают брать на себя несвойственную им функцию спасателя для напуганного взрослого. Это неправильно. Нам нужно научиться сопереживать детям. Мама должна продолжать заботиться о детях, читать книги, сказки, побуждать к сочувствию близким, к осмыслению жизненных ситуаций, включаться в процесс оказания помощи по дому, быту. Если мы будем жить в душе с надеждой, верой и любовью, то этим мы сможем наполнить и души наших детей, а это благополучие мы сможем и направить в мир. Нам просто надо пережить эту ситуацию и сосредоточиться на ресурсности.
– Но для этого мама должна сама справиться со своим состоянием, чтобы транслировать ребенку такие положительные эмоции.
– Верно! Слышали такое выражение: в случае аварийной посадки самолета сначала мы должны надеть маску на себя, а потом на ребенка. Так вот, какие бы испытания ни преподносила нам жизнь, женщине очень важно сначала справиться со своим состоянием самой или с помощью специалиста, а потом она сможет быть полезной и устойчивой для своего ребенка. Ребенок же все чувствует. Эмоционально дети связаны с матерью еще с периода внутриутробного развития. И по ее состоянию моментально реагируют на то, что происходит. Спокойная мама – спокойные дети. Мамам в первую очередь нужно инвестировать внимание в это спокойствие и умение быть адекватной в сложившихся обстоятельствах, чтобы транслировать ребенку свою любовь. Посещать вместе музей, театр, гулять в парке, общаться, читать книги.
– Есть мнение, что женщина, у которой муж был мобилизован, не должна развлекаться, не время для этого…
– Очень важно: все, что делали, продолжаем делать. Осуждают те, кто застревает на какой-то стадии и не понимает, как вести себя в этой ситуации. Женщина обязана жить и открываться жизни, чтобы наполнять себя и свое пространство положительными эмоциями. Иначе, если она впадет в депрессию, то начнет распространять негатив на свою семью, детей. Она должна готовить еду, гулять с детьми, посещать какие-то мероприятия. Надевать на себя траур заблаговременно – это недопустимо и опасно.
Разлука укрепляет
– Могут ли появиться сложности в таком браке, отношения в котором теперь продолжаются на расстоянии?
– У нас сегодня вообще очень большая проблема в брачных отношениях. Очень часто понятие брака подменяют понятием семья. Но это разные вещи. Брак – про двоих, про мужчину и женщину. А семья – это про маму, папу, детей, бабушек. И зачастую есть семья, но нет брака. Люди живут в семье, но брак у них будто фиктивный. И даже эта ситуация с мобилизацией показывает тот факт, что есть семьи, в которых мужчина уходит на спецоперацию добровольцем. Он чувствует, что он не реализован в браке, и ищет для себя другие смыслы, чтобы почувствовать себя нужным и полезным. А если между людьми есть понимание, что они вместе, то независимо от того, где они находятся, они все равно в одной упряжке. И если это понимание между любящими людьми есть, ничто не разрушит их брак.
Смысл брака – прожить жизнь вместе, а не рядом. Пара в своей жизни всегда проходит те или иные испытания. Например, между мужчиной и женщиной всегда появляется третий лишний. Это может быть ипотека, работа, свекровь или теща, рождение ребенка, подруга, любовница, сейчас вот мобилизация. В эти моменты двое должны объединиться и пройти эти испытания любви. Поэтому не ситуация может разрушить отношения, а то, что они изначально не были построены. Если отношения человеческие, построены на взаимном уважении, на объединенных ценностях, то этому браку ничего не грозит. А разлука только укрепит его. Потому укреплять сегодня нужно дух внутри себя: веру, надежду, любовь. Осознавать и делать осознанный выбор в реалиях нашей жизни.