Стереотипы — то, на чем держится Земля. По крайней мере, так иногда кажется. Стоит народу массово что-то себе напридумывать, как это становится непреложной истиной. И мало кто решается не то что ее оспорить — хотя бы просто усомниться в ней. Например, большинство библиофилов убеждены, что женский романтический детектив — это просто бульварщина, в которой нет ни мысли, ни смысла. Такие книги хорошо читать на пляже или в метро, а через день они вылетают из головы, словно их никогда и не было. Но если грести всех под одну гребенку, легко пропустить что-то действительно стоящее, пусть формально и вписывающееся в рамки женского романтического детектива.
Хотите, докажу?
Современная писательница Наталья Бессонова, которая на протяжении многих лет занималась политической деятельностью и до сих пор преподает в одном из топовых вузов Новосибирска, написала три книги: «В рабство — на экскурсию», «Спасение беглянки» и «Бомжонок». Они связаны героями, идеей и немного сюжетами, но преимущественно не в детективной, а в романтической части. Да, красной нитью через страницы тянется история любви партийной активистки Надежды и полковника московской милиции Юрия. Есть все необходимые для мелодрамы компоненты: и робкие первые свидания, и страстные ночи, и уютные вечера наедине с любимым, и бывшая жена-разлучница, и кризисы отношений. Читатель все это видит, во все вникает, всему сочувствует. Но лейтмотив тут совсем другой. Это даже не приключения, через которые проходит пара, раз за разом разыскивая виновных в злодеяниях людей. Главное тут — социальный подтекст.
Первые две книги — «В рабство — на экскурсию» и «Спасение беглянки» — связаны более тесно. В них рассматривается тема рабства в двадцать первом веке, которое есть, просто о нем не говорят и многие не знают, что подобный атавизм все еще существует. Жертвами становятся, в частности, славянские девушки, которые отправляются в другие страны в поисках счастья, мечтая стать новыми Роксоланами, а превращаются... в несчастных пленниц, занимающихся непотребством.
События начинают развиваться, когда Надя вместе со своей юной подопечной Ириной прилетает в Москву на очередной партийный съезд. И вдруг капризная девушка исчезает. Надежда должна непременно ее найти. Ей помогает новый знакомый Юрий, который как раз занимается подобными проблемами. Ниточки приводят героев к сети работорговцев, переправляющих русских красавиц в бордели Турции. Локация меняется, и Надежда оказывается в Стамбуле, где на фоне шикарных достопримечательностей, описанных с удивительной точностью, ей приходится искать Ирину, рискуя головой.
В «Спасении беглянки» Надя и Юрий, который уже является ее парой, снова отправляются в Турцию, но теперь в отпуск. Там они случайно выясняют, что одна из девушек, которая мельком упоминалась в первом произведении трилогии, сумела сбежать из рабства и просит о помощи. Им надо подключиться к полицейскому расследованию и найти беглянку раньше, чем это сделают ее «хозяева». Повествование ведется от лица сразу двух героинь: Надежды и Александры, чтобы читатель мог вникнуть в суть происходящего более глубоко.
Параллельно с действием на страницах показывается статистика. Все данные реальны и взяты из официальных источников. Наталья рассказывает, каким образом женщины попадают в беду. Это становится предостережением для читателей, которые отныне знают пути в ад, а значит, смогут удержаться, чтобы не ступить на опасную дорогу. Таким образом, романы имеют не только высокую художественную ценность, но и важное социальное значение.
«Бомжонок» — история с иной проблематикой. Герои не покидают Москвы, а библиофилы проникают в тайны столичных подворотен, куда редко заглядывают благополучные жители и гости роскошного мегаполиса. Там, в тенях, прячутся бездомные дети, к которым недавно присоединился случайно потерявшийся на вокзале маленький мальчик. В деталях показан ужас их реалий, перечислены правильные и неправильные действия родителей пропавшего малыша в такой непростой ситуации, описаны и объяснены возможности правоохранительных органов по части решения проблемы с учетом всех ограничений. Но главное для большинства читателей — показано, что может сделать неравнодушный человек, чтобы помочь беспризорнику так, чтобы не навредить себе, не нарушить никаких правил и не поставить подопечного в еще более тяжелое положение.
Наталья Бессонова пишет женские романтические детективы? Без всяких сомнений. Без истории Нади и Юрия книги лишились бы своей изюминки. Но являются ли эти произведения легкими? Могут ли быть причислены к бульварщине? Очень маловероятно.