КНИГА 3. ЗИМА
Часть 2. Январь-8
- Ген, давай попозже обговорим, - вмешалась жена. - Я думаю, нам самим стоит поблагодарить и мальчика, и маму... Созвонимся, договоримся встретиться в такой день, чтобы и мы, и она были свободны. Тогда все и выясним. В школе мы ее вряд ли встретим - она на родительские собрания почти не ходит: все время работа, работа...
- Ну, давай так...
- Толя, что? - испуганно воскликнула Наташина мать, видя, что лицо мужа наливается кровью, а пальцы судорожно расстегивают следующую пуговицу на рубашке.
- Наверное, давление... немного, - с виноватой улыбкой признался Разуваев. - Злоупотребил... как случается в праздник: то ветчину горчицей намазал, то коньяка в кофе многовато налил... Да ничего страшного... если мамы ваши таблетку найдут...
Возникла небольшая суета: таблетки, понижающие давление, у бабушек нашлись, гостя проводили в комнату Ларисиных родителей, но по его настоянию женщины остались за столом: праздник есть праздник, а они, мужчины, оставшись одни, как раз немного поговорят о производственных делах. Ларису же отправили на кухню заваривать боярышник. Она вскипятила чайник, залила кипятком сухие ягоды, поставила на "водяную баню" - настаиваться, сбегала в зал - поинтересоваться: может, заодно заварить чай или кофе? Все сошлись на чае, и Лариса вернулась к обязанностям хозяйки. В душе она злорадствовала: на этот раз Наташке и тете Нонне не удалось унизить ее, да вдобавок она еще заставила их папу понервничать - аж давление поднялось! Хорошая штука - камень за пазухой... злоупотреблять не стоит, но на всякий случай можно и придержать. Сейчас она слегка стукнула Наташкиных родителей (не называя имен и не показывая пальцем), а доведет Наташка - ударим и Наташку: мол, что ты корчишь из себя, ты знаешь, что ты - дочь преступника?..
- Как тут у тебя, знахарка ты наша? Готово? - рядом появился отец.
Лариса заглянула в чайничек, в котором томился боярышник: ягоды разбухли и опустились на дно, отвар потемнел.
- В общем, да. Я сейчас в кружку налью, а сюда, в чайник, еще воды добавлю - и пусть дальше настаивается. Как там дядя Толя? Лучше?
- Немного лучше. Даже уже планы на год обсуждаем. Знаешь ведь дядю Толю - весь горит, весь в идеях...
Голос у отца громкий - слышно не только в зале, но и дальше - в комнате, где находится внезапно занедуживший дядя Толя, и тому слова заместителя - бальзам на душу, особенно после неприятного напоминания о давнем ЧП. Не знает он, что тут о нем архитекторы говорят! А поскольку Лариса кое-что слышала, то и на отца взглянула с понимающей улыбкой.
- Осторожнее: горячо, - она подала кружку с боярышником.
- Ларис, этот мальчик не сказал, кто у его отца стройкой руководил? - шепотом спросил Третьяков.
Дочь на миг крепко зажмурилась в знак безмолвного подтверждения.
- М? - отец мотнул головой в сторону двери.
Лариса ответила тем же знаком.
- Змея! - шепнул довольный отец и вышел.
Лариса взяла поднос и вернулась в зал - собрать ненужную посуду. Люба смотрела новогодние мультики. Наташа сидела вместе со взрослыми за столом, но тоже время от времени поглядывала на экран.
- Успокоилась? - поинтересовалась она капризным тоном. - Снова не заведешься?
Лариса пожала плечами.
- После такого трудно успокоиться. Но я в основном все рассказала и повторять не буду... Мам, что унести?
Мама и бабушки собрали грязные тарелки.
- Ну, сыр, колбаску оставим - может, кто-то захочет с чаем. Лар, ты проговорила и почти ничего не ела... салат доешь - его немного.
- А, спасибо! Я даже не попробовала...
Она снова ушла, в кухне быстренько поставила ближе к раковине все, что предстояло перемыть, протерла поднос, поставила на него чашки с блюдцами, два чайника - с заваркой и кипятком, сахарницу, проглотила остатки салата... Ларисин любимый - с консервированными кальмарами, жалко, что мало - в самом деле, она говорила, а гости ели... ну, да ладно, моральное удовлетворение того стоило... За тортом сейчас придет отдельно...
- Лариса прямо настоящая хозяйка, - сказала Разуваева-старшая, наблюдая за хлопочущей вокруг стола девочкой. - Кабы только кто оценил...
А, ожила? Опять уколоть пытается?
- Кто-нибудь оценит, - с достоинством заявила Лариса, тоже садясь, наконец, за стол. - Одна не останусь.
Разуваевы слегка ошарашенно посмотрели на нее: обычно при подобных выпадах Лариса вся сжималась и еле сдерживала слезы, а родители, не желая ссориться с прямым руководителем отца, были вынуждены молчать, в душе жалея девчонку и чувствуя себя предателями.
- При таком росте трудно пару найти, - сочувственно произнесла Наташина мама. - Все-таки, когда мужчина выше женщины, это красивее смотрится.
- Ну, дядя Толя от вас же не намного выше! - возразила Лариса. - А когда вы на каблуках, так вообще...
- Сравнила! - недовольно сказала тетя Нонна. - Мы вместе почти не ходим... я имею в виду пешком. А в машине не видно...
- А может, мы тоже будем в машине ездить! - улыбнулась Лариса. - А хоть и пешком... и он ниже будет... кому какое дело?
- Похоже, ты в Сафьянникова влюбилась, - ехидно посмотрела на одноклассницу Наташа. - Весь обед про него проговорила... и он как раз ниже тебя...
Лариса снова разочаровала: не стала, покраснев, торопливо отнекиваться, а совершенно спокойно ответила:
- Не влюбилась. Просто узнала его лучше и оценила. И человек он хороший, и врачом хорошим будет.
- Думаешь, он в мед поступит? - презрительно скривила губы Наташа. - Он, конечно, не двоечник и не троечник, но и не отличник. А там сколько одних медалистов будет - наверное, самые большие конкурсы в медицинском. И просто отличники, без медали. Только наших трое. Маринка с Олегом вдобавок на подготовительные курсы ходят, это на вступительных тоже учитывают. А Поляковой никакие курсы не нужны - она все, что угодно, играючи сдаст. Вот не люблю ее - но голова у нее действительно на редкость!..
- А у Лешки стаж будет. И рекомендация из больницы, - парировала Лариса. - Он после экзаменов все лето работал, и после девятого опять пойдет. Трудовая книжка у него уже есть. И работает он хорошо - ему с работы характеристику хорошую дадут... Ой, я вот еще что не рассказала! Он, когда летом работал, ухаживал за одним больным: дальнобойщик из Риги, в аварию попал на нашей трассе. Ну, и разговаривали конечно. Кто угодно удивляться будет, что мальчишка пошел санитаром работать... да умный взрослый сразу поймет, что это не от хорошей жизни. Вот этот дяденька все про Лешку узнал, а когда этого шофера выписывали, за ним сын приезжал. И привез: Лешке учебники по медицине, маме их духи с "Дзинтарса", а Иринке куклу. Ой, девочки! Какая кукла! Она ростом... ну, примерно, как девочка лет пяти-шести. И ее можно водить за руку.
- А ты эту куклу видела? - сердито спросила Люба, вмиг оторвавшись от мультфильмов: ей явно не понравилось, что у кого-то есть кукла, какой нет у нее.
- Конечно! - радостно сказала Лариса. - Лешка мне даже дал ее поиграть. А как она страшно кричит, когда упадет!.. Ой! Мы к дому подходим - и даже за двойными рамами слышно, как кричит грудной ребенок. Лешка так это немного озадаченно, но в целом спокойно: "София орет - значит, она на полу, и никто ее не поднимает. Дома никого, что ли?". Я даже испугалась: как это - оставили маленького ребенка одного? Он упал, ушибся... она то есть... А знаете, почему она падает?.. - Лариса сделала паузу, весело глядя на присутствующих. - К ней кот на голову садится, а ноги же поворачиваются, она наклоняется - и носом в пол. И тогда кричит до тех пор, пока ее не поднимут, а кот пугается и начинает метаться. И на этот раз так: влез в форточку... Ира на шпингалет не закрыла... а дверь, наоборот, закрыта была. Он, как обычно, забрался к этой Софии на голову... ну, и так далее. Пока мы с Лешкой не вошли, так и носился, все игрушки свалил.
Все, кроме Любы, засмеялись.
- Их маму в больницу вызвали - заменить кого-то, Иру Валерка Капралов к себе забрал - он праздновать со всеми не пошел,- последнее объяснение адресовалось маме и бабушкам.
- А вообще странно, что он отказался, - Наташа отвлеклась от истории с куклой и переключилась на Валеру. - Думаешь, в самом деле родители не пустили бы?.. Вон, даже Степановой разрешили - в кои веки...
Лариса пожала плечами.
- Может, он выступать где-то должен был? Он же в народном театре играет. Сейчас везде елки... может, он Дедом Морозом в каком-нибудь садике был?
- Ой, ну ты придумала! - засмеялась Наташа. - Какой из него Дед Мороз? Для него шубу не найдут - он из всех вываливаться будет.
- Может, как Гудков - из-за девчонки какой-нибудь? - предположила Лариса. - С нами не пошел, а к ней?
- У Капралова девчонка? - с сомнением произнесла Наташа.
Лариса не успела ответить.
- Ма-а-ам... - плаксиво затянула Люба. - Я тоже хочу такую куклу, как у Ирки Сафьянниковой... чтобы ходила... и плакала по-человечески... и чтобы больша-а-ая...
Ну, Любаш... - слегка виновато сказала мама. - Я спрошу, конечно, в магазине... во всех спрошу... но такой у нас может не быть. Ты же слышала: Лариса сказала, что ее из Латвии привезли. Мы же с папой не поедем сейчас в Латвию - это далеко, а нам на работу завтра.
У самой младшей Разуваевой закапали слезы.
- Да ну тебя, Лариска! - сердито воскликнула Наташа. - Ты сегодня прямо нанялась настроение всем портить! Сначала папе... это он из деликатности сказал, что у него от горчицы и кофе давление поднялось, а я уверена, что от твоих рассказов. Он же начальник, переживает, что у него такое происходит...
- Извините, - снова потупилась Лариса. - Я наоборот хотела вас повеселить. Это же смешно, когда кот куклы боится. Он там такой разгром устроил, Лешка минут десять игрушки собирал и по стульям рассаживал.
- Вот, говоришь, там бедность, а игрушек накупили, - недовольно произнесла тетя Нонна.
- А они не покупают, - объяснила Лариса. - Это больные их маме дарят... Некоторые врачи и медсестры с больных деньги берут, а их мама нет. А кто-то узнал про них все и игрушку какую-то подарил... и другим рассказал... и как по эстафете: выписываются - и их маме какую-нибудь игрушку дарят. Ну, не ей самой, а для Иринки: "Возьми дочке. На счастье. Пусть за меня поживет", - голос у Ларисы дрогнул. - Любой ребенок новой игрушке обрадуется. Может, она... Иринка... только за счет этой радости и держится.
- Ой, Господи! - хором вздохнули Ларисины бабушки.
- А Лешка всем ее куклам, и медведям, и зайцам стулья сделал, раскрасил... сидят важные такие... Любаш, ну, что ты, в самом деле? У тебя ведь тоже игрушек много - и все красивые.
- Я хочу ку-у-ук-лу-у-у!!! - взвыла первоклассница. - Чтобы ходи-и-и-ла-а-а!!!
- Любочка, почему ты плачешь? - в зале появился отец Ларисы. - Папа волнуется - послал меня узнать, в чем дело.
- Да вот, опять я виновата, - вздохнула Лариса. - Хотела посмешить: рассказала, как у Сафьянниковых кот сначала свалит Иринкину куклу, а когда она кричать начинает, пугается и так по комнате носится, что все падает. Рассказала, какая кукла: большая, ходит... а Любашка такую же захотела.
- Да хватит про эту куклу! - пришла в ярость Наташа. - Довела ребенка!
- Папа спросил - я объясняю, - невозмутимо ответила Лариса. - И вообще не понимаю, чего плакать? Все игрушки, какие есть у других девочек, все равно не купишь. Тем более, у нас таких кукол нет. Может, это вообще из-за границы - там же, в Прибалтике, и иностранцы в порты заходят.
- Правда, Любашка, ты уже большая, понимаешь ведь, что не все можно сделать вот так сразу, - поддержал Ларису отец. - Попадется похожая - мама купит. Обязательно купит!
- Любаш, давай, еще тортика? - предложила Ларисина мама. - Тебе с чем - с шариком или с шишечкой?
На торте была нарисована большая еловая ветка с шишками и шариками. Надутая Люба, все еще всхлипывая, показала пальцем: вот это. Хозяйка отрезала понравившийся кусок, положила на блюдечко, подлила маленькой гостье чаю, и заплаканная девчушка принялась за угощение.
- Кто теперь на очереди - я или мама? - зло спросила Наташа.
Лариса примирительно улыбнулась.
- Я же извинилась. И еще раз говорю: ничего подобного не хотела и не знала, что так получится. Хотела еще про белочку рассказать, но, наверное, не стоит.
- Какая белочка? Где? - вскинулась Люба.
- Ну, Лариса!.. - укоризненно воскликнула тетя Нонна.
- В Пионерском парке, - невозмутимо объяснила Лариса. - Алеша говорит, их три или четыре... они в разных концах парка живут. Мы подходили к той, которая возле пруда живет - нам по дороге было. Лешка пошел провожать меня... С лопатой, представляете? - она засмеялась.
Гости сдержанно улыбнулись.
- У меня, правда, такого Нового года никогда не было - чтобы столько снега!.. Их улицу вообще ТАК завалило! Мы вышли - только один сосед возле ворот чистил. Лешку увидел - кричит: "Алексей, ты надолго уходишь? А то старух некому откапывать!". Лешка ему: "Одноклассницу провожу через парк, а то там тоже не чищено"...
Лариса немного схитрила: Алеша сказал не "одноклассницу", а "подружку". Но таких вещей при Разуваевых говорить, естественно, нельзя!..
- Вот так и шли: Лешка передо мной снег отбрасывал, а я следом, как черепаха - по два-три шажка. В парке в самом деле почти не чищено было - только по главной аллее бульдозер проехал, а боковые все засыпаны. Ну и вот... свернули к пруду, Лешка белочку позвал...
- Как?! - Люба даже перестала торт есть.
Запрещается без разрешения автора цитирование, копирование как всего текста, так и какого-либо фрагмента данного произведения.
Совпадения имен персонажей с именами реальных людей случайны.
______________________________________________________
Предлагаю ознакомиться с другими публикациями