Сегодня речь пойдет о, казалось бы, несущественном, но в действительности очень важном навыке - навыке задавать вопросы. Умные, уместные, полезные и, главное, развивающие.
В процессе любого обучения и освоения нового важность задаваемых вопросов трудно переоценить. Заданные вопросы позволяют:
- Уточнить
- Прояснить
- Лучше понять
- Больше узнать
- Разобраться с собственными сомнениями
- Проверить степень понимания пройденного материала
- Продемонстрировать свой интерес
- Понять степень собственной вовлеченности
Существует две крайности в искусстве задавать вопросы. Крайность первая - задавать вопросы по каждому поводу, проявляя нетерпение и отсутствие сообразительности. Отсутствие сообразительности проявляется в уточнении всевозможных несущественных деталей. Задающий подобные вопросы лишает себя возможности научиться хотя бы минимально предвосхищать события, складывая воедино имеющуюся информацию, подробности и детали.
Вторая крайность - не задавать вопросы вовсе. Многие объясняют подобное неумение тем, что они все поняли. Касается это и детей, и взрослых. Самое же интересное (и парадоксальное!) заключается в том, что при истинном понимании, которое можно сравнить с открытием для себя чего-то нового, как раз возникает масса вопросов. И вопросы эти рождаются сами по себе, благодаря новым мыслям, выводам и впечатлениям.
Бернарду Верберу принадлежит замечательное высказывание на эту тему: "Тот, кто задает вопрос, рискует на пять минут прослыть глупцом. Тот, кто не задает вопросы, остается глупцом на всю жизнь". Это как раз описанные две крайности. Но давайте разберем несколько простых примеров, которые демонстрируют первую крайность.
- Сегодня мы изучим новый прием в шахматах.
Многие ребята в ту же секунду задают нетерпеливый вопрос - а как он называется? Казалось бы, естественный вопрос, свидетельствующий об интересе. Однако очевидно (и логично), что практически любой преподаватель следующим предложением расскажем о том, как называется этот прием. Второй пример:
- Сегодня мы рассмотрим партию первого чемпиона мира по шахматам.
Мгновенный вопрос - а как его звали?
Этот вопрос тоже можно отнести к интересу и к проявлению непосредственности. В действительности он свидетельствует о нетерпении и низком уровне эмоционального интеллекта. Потому что очевидно, что следующее предложение было бы как раз о том, как звали первого чемпиона мира. И тут мы имеем дело с очень интересным явлением. Если бы по какой-то причине преподаватель в первом примере не рассказал о названии приема, а во втором о том, как звали первого чемпиона мира - в этом случае о низком уровне эмоционального интеллекта свидетельствовал бы как раз незаданный вопрос. Но почему? Дело в том, что более чем естественно перед изучением и приема, и партии великого шахматиста проявить интерес и захотеть узнать и о названии приема, и об имени первого чемпиона мира. В этом случае интерес распространяется не только на изучение приема и партии чемпиона мира, но и в желании узнать больше и о приеме, и о великом шахматисте.
Неумение или неспособность задавать уместные, логичные и развивающие вопросы может замедлить не только обучение, но и процесс понимания, эмоционального развития и становления личности. Вольтеру принадлежит очень точное высказывание:
"Суди о человеке больше по его вопросам, чем по его ответам".
#Эмоциональныйинтеллект #саморазвитие #самопознание