«Я должен сказать, что без вас, зрители, я ничто. Без вас я ничего делать не могу. Когда я репетирую при пустом зале, я чувствую себя прескверно – как бездарность. Но только здесь, в театре, со мной что-то происходит, и я оживаю. У меня появляется желание слиться со зрителем, почувствовать его. И меня несет к неведомым просторам. Ради этого я готов повторить жизнь»
Для абсолютного большинства сегодняшних кино и телезрителей, а также поклонников театра фамилия Фрейндлих однозначно ассоциируется с моей любимой, великолепной Алисой Бруновной.
Но не было бы сегодня неповторимой, обожаемой мною Алисы, если бы в свое время она сделала выбор в пользу оперной певицы, а не драматической. Ведь у нее было великолепное высокое меццо. Но выбор за нее сделал ее отец – Бруно Артурович Фрейндлих.
«Что делать в опере с твоим росточком? Ты же будешь как муха на куличе», сказал он юной Алисе. «А если поступишь в театральный, там твои музыкальные способности и пригодятся».
Отец всегда оставался для нее самым главным наставником и первым критиком. К его мнению Алиса всегда прислушивалась, ведь он и сам был настоящим мастером своего дела.
«Он был опытнее, мудрее меня в профессии и поначалу видел мою несостоятельность. А потом не мог не замечать, что я догоняю его по мастерству, пониманию чего-то в нашем деле. И как бы вокруг меня, так сказать, ни разбегались волны, когда благодаря кино появилась какая-то популярность, он всегда ощущал себя моим наставником и учителем, что избавляло его от всяких «пыльных» комплексов», – говорила она.
Бруно Фрейндлих родился в обрусевшей немецкой семье 27 сентября (10 октября по новому стилю) 1909 года в столице Российской империи. К слову, именно сюда были приглашены его предки еще Петром Первым.
Они были великолепными стеклодувами у себя на родине, в Мекленбург-Шверине, находившемся тогда под российским протекторатом, а Петру необходимо было начать замену бычьих пузырей и слюдяных окон в России на стеклянные.
Возможно, предки Бруно были знакомы с предками его друга и коллеги по театральному цеху Станислава Ландграфа, чей прапрапрадед тоже был стекольным мастером и приехал в Россию чуть ли ни одновременно с Фрейндлихами.
Еще в школе у юного Бруно обнаружились способности к актерству. Он с удовольствием участвовал в постановках ученического театра, но изначально связывать свою дальнейшую жизнь со сценой он не собирался. По окончании в 1929 году единой трудовой школы он год отработал лаборантом, а потом поступил на географический факультет университета.
Но еще будучи лаборантом, он стал заведующим клубом художественной самодеятельности, сам выступал на сцене и в итоге бросил университет и стал учиться в Ленинградском техникуме сценических искусств (сейчас Российский государственный институт сценических искусств ). Одновременно с учебой в нем он работал в Театре рабочей молодежи.
Бруно Фрейндлих после войны играл в ТЮЗе, потом в Ленинградском театре эстрады и миниатюр, БДТ, а в 1948 году перешел в Ленинградский театр драмы имени Пушкина (сейчас Александринский театр), где и оставался до своих самых последних дней.
Именно в этом театре он сыграл самые значимые свои роли. Это и Хлестаков в гоголевском «Ревизоре», и Гамлет в одноименной пьесе Шекспира, и Барон в «На дне» Максима Горького, и Балясников в «Сказках старого Арбата» Алексея Арбузова, и еще множество ролей первого плана.
Гамлет в исполнении Бруно Артуровича, по воспоминаниям народного артиста Виктора Смирнова, был самым поразительным и сильным по подаче за всю историю театра. Возглас «Крыса!» безумного принца-Фрейндлиха заставлял вздрогнуть и замереть весь зрительный зал. Примечательно, что юного датчанина Бруно играл в постановке режиссера Григория Козинцева 1954 года.
Через десять лет, в 1964 году именно Козинцев снял эпохальный фильм «Гамлет» с Иннокентием Смоктуновским, и Фрейндлих мечтал сыграть в киноленте Полония. Но режиссер, снявший «Дон Кихота» и множество других великих фильмов, решил полностью сменить актерский состав – и отказал блестящему актеру.
В кино актер пришел сравнительно поздно, в сорок лет. Но на его счету более 50 фильмов. «Кортик», «Два капитана», «Мертвый сезон», «Два билета на дневной сеанс», «Путь в «Сатурн», «Бег» , «Двенадцатая ночь». За роль Гульельмо Маркони в фильме «Александр Попов», Бруно Фрейндлих был награжден Сталинской премией.
Бруно Артурович Фрейндлих ушел из жизни 9 июля 2002 года в возрасте 92 лет. Он был похоронен на «Литераторских мостках» Волковского православного кладбища.