Найти тему
Вечерняя Москва

Лекарство от безвременья

Культура во время боевых действий. Как об этом говорить — я не знаю.

Знаю только, что пока где-то там происходит едва ли не самое страшное, что можно вообразить, я тут, в столице, хожу на премьеры в театры и кино, а потом искренне аплодирую и улыбаюсь, даже сквозь очистительные слезы. Еще знаю, что туда, теперь уже на окраину моей Родины России, едут со стихами, песнями и иными выступлениями наши деятели искусства — поддержать людей, которым так нужна передышка.

Существует фраза — «Когда говорят пушки, музы молчат». Правда, она пошла со времен Древнего Рима, от Цицерона, и в оригинале вместо муз молчали законы. Но имеет ли право искусство взять паузу на время, пока идут бои? Наверное, каждый решает сам за себя.

Хотя, знаете ли вы, что за время Великой Отечественной войны были сняты десятки фильмов, не только военных, напоминающих про то, за что борются солдаты на фронтах, но самых разных жанров: детский «Конек-Горбунок» Александра Роу, исторический «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, мюзикл «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева и другие. За этот же период «в условиях боевой обстановки состоялось 473 000 спектаклей и концертов» — сказано в книге «Театры Москвы в годы Великой Отечественной войны».

Сейчас, когда в сознании живет мысль об идущих боевых действиях, многое воспринимается иначе. Особенно театральные постановки на военную тему. Сразу прислушиваешься к себе — что хотел сказать автор, какая у него позиция, как он смотрит на мир? Но у искусства, у настоящего творчества, а не того, которое стремится играть на потребу публике, есть удивительная особенность — оно больше самого себя, в нем отражается вечное, общечеловеческое. И на каком топливе держится действо, любви или ненависти, ощущаешь почти интуитивно.

В трудные, переходные, контрастные времена все становится особенно ясным и четким, будто смотришь через лупу. Обнажаются все страхи и гордыня, жертвенность и уверенность, нежность и эгоцентризм. Врать самому себе становится невозможным. И реакция на художественные произведения помогает скорее понять, кто ты есть. А живые чувства, которые они вызывают, питают души. Правда, это в основном про театр и авторское кино.

У массовых сериалов и мелодрам, комедий и прочего развлекательного контента задача иная. Он необходим, чтобы человек мог расслабиться, почувствовать, что мир не съехал с основ и все идет как должно. Поэтому, когда даже ненадолго переносят даты премьер, сразу невольно напрягаешься: оставьте людям хоть какую-то зону стабильности, что-то, что дает ощущение безопасности! Я искренне считаю, что самое живое из искусств — театр — играет более важную роль в жизни общества, чем что-либо еще. И что кино, сериалы — служат укреплению психического здоровья лучше, чем многое другое.

Но остаются еще фестивали. Их много, и они периодически проводятся в разных уголках нашей страны, пестрят наградами и именами, названиями. И тут возникает вопрос: зачем и кому нужно столько пышных торжеств, которые проводятся во многом за государственный счет, когда страна ведет боевые действия? Не лучше ли направить материальные ресурсы на другие цели?

Посмотреть на салюты и собраться вместе, чтобы отметить заслуги наиболее успешных представителей сообщества можно и потом, когда все успокоится. Но могу ошибаться. Я непреложно верю в одно — придет время, когда на радость не будет падать тень мирового зла, а до тех пор надо сохранить и воспитать свою душу.

Эксклюзивы "Вечерней Москвы"

Попытка компенсировать пустоту внутри: почему люди выстраиваются в очереди у закрывающихся магазинов

«Пусть плачет Голливуд»: певица Люся Чеботина — о стереотипах, поклонниках и любви