Найти тему
Московская газета

Европа освободила из-под ограничений экспорт стальной продукции НЛМК: есть ли чему радоваться?

   Европа освободила из-под ограничений экспорт стальной продукции НЛМК: есть ли чему радоваться?
Европа освободила из-под ограничений экспорт стальной продукции НЛМК: есть ли чему радоваться?

Российская металлургия страдает от западных санкций, ранее писала «Московская газета». Однако в стране есть предприятие, которое сможет ещё два года поставлять Европе продукцию из стали в исторически сложившихся объёмах: это Новолипецкий металлургический комбинат, принадлежащий бизнесмену Владимиру Лисину. Два года — всего лишь отсрочка неизбежной потери западного рынка или повод надеяться на изменение ситуации? Мнения экспертов «Московской газеты» разделились

Бельгия на стала голосовать за восьмой пакет санкций против России, хотя и не стала блокировать его «из солидарности с Европой», сообщил «МК». На территории Европы находятся предприятия группы НЛМК, в одной только Бельгии на заводах комбината трудятся 1200 человек, передаёт издание.

Официальный комментарий по этому поводу «Московской газете» дала пресс-служба группы предприятий Новолипецкого металлургического комбината.

«В настоящее время мы оцениваем потенциальное влияние очередного пакета санкций ЕС, который вводит новые ограничения на экспорт металлопродукции из России, а также на импорт оборудования и технологий. Производственные активы совместного предприятия НЛМК в Европе получили временную возможность продолжить работу: основное сырье — стальные полуфабрикаты — в течение следующих двух лет освобождено из-под ограничений в пределах исторических объемов поставок», — сообщили в пресс-службе компании.

НЛМК производит так называемый сляб — стальной полуфабрикат для производства листового проката, используемого в машиностроении, судостроении, строительстве металлоконструкции типа мостов, башен ветряков и пр., рассказал в беседе с журналистом издания директор по развитию бизнеса и консалтинговой практики в агентстве Metals and Meening Intelligence Илья Коломеец.

Традиционно листовой прокат в ЕС либо импортировался, преимущественно из Украины или России, либо производился европейскими металлургическими предприятиями из слябов, импортируемых, в основном из тех же России и Украины, отметил аналитик.

«В результате СВО остановились украинские металлургические предприятия, которые экспортировали в ЕС сляб или стальной лист. Кроме того, пакет санкций, весной принятый главами стран ЕС, запретил импорт проката из РФ. Европейская промышленность столкнулась с дефицитом стального листа. Импорт листа или сляба из других стран стоит дорого из-за сложной логистики и высокой себестоимости, вызванной ростом цен на энергоносители. В этой ситуации страны ЕС вынуждены продолжать импортировать российский сляб, чтобы обеспечить себя листовым прокатом», — сказал Илья Коломеец.

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров рассказал «Московской газете», что закрытие прокатных производств НЛМК в Европе будет негативным для всех сторон.

«Европа потеряет рабочие места при закрытии заводов. Даже, если вместо России будут найдены другие поставщики слябов, и производства не остановят, в любом случае это скажется на росте цен конечной продукции – проката, — пояснил эксперт. — Для НЛМК потеря европейского рынка также будет болезненна, поскольку на европейские прокатные мощности приходилось 16% всего производимого проката комбината. Потеря этого рынка потребует от НЛМК перенаправлять объемы слябов на какие-то другие рынки, что в текущих условиях может быть проблематичным. В результате это может грозить снижением объема выплавляемой стали, чтобы не приводить к затовариванию. Для российской экономики негативным моментом будет риск снижения объемов производства стали в стране из-за экспортных ограничений».

Для чего Европе нужен российский стальной полуфабрикат? И кто ещё, кроме НЛМК, получил возможность продлить экспорт стальной продукции на европейский рынок на два года?

«Стальной полуфабрикат — в основном сляб — поставлялся в Европу для дальнейшего передела его в конечную продукцию – плоский прокат (холодный, горячий и дальше по цепочке прокаты с всевозможными покрытиями), — говорит Илья Макаров. —Промежуточный период, вероятно, был прописан в восьмом пакете санкций с той целью, чтобы европейские компании смогли перенастроить свои цепочки поставок слябов из других стран. В основном, это «послабление» касается только НЛМК, так как именно этот комбинат, имея свои прокатные мощности в Европе, отгружал на экспорт значительные объемы сляба. Но назвать промежуточный период «послаблением» сложно, скорее, это предупреждение о закрытие дверей через два года».

Илья Коломеец в свою очередь обратил внимание на то, что в восьмом пакете санкций не указаны конкретные компании, которые смогут осуществлять поставки слябов в ЕС — предполагается, что это будет НЛМК, т.к. ее владелец не входит в SDN-лист (список специально назначенных граждан и заблокированных лиц, в отношении которых вводятся персональные санкции США, — прим.ред.).

«НЛМК имеет несколько перекатных заводов, которые используют российский сляб, в частности в Бельгии и Дании. Вместе с тем, любой российский производитель может осуществлять поставки слябов в ЕС, если будет делать это не напрямую, а через посредников», — добавил аналитик.

Насколько промежуточный период в два года компенсирует, возможную потерю российской металлургией западного рынка экспорта?

«Квоты на сляб введены на два года, размер квот соответствует объему российского сляба, импортированному ЕС в 2021 году – 3,75 млн тонн, — сообщил Илья Коломеец. —Поскольку сляб не попал под ограничения весной, российские поставщики постарались нарастить его поставки в ЕС для компенсации выпадения объемов экспортируемого ранее плоского проката: так, за 8 месяцев текущего года экспорт слябов в ЕС вырос на 9% относительно уровня 8 месяцев 2021 года».

Тем не менее, рост объемов экспорта сляба мал относительно сниженных объемов экспорта в ЕС проката, отмечает аналитик Metals and Meening Intelligence.

«Суть введенных квот, по-видимому, заключается в том, чтобы ограничить рост объемов импорта сляба и декларировать будущий отказ от полуфабрикатов российского производства, дав европейским перекатным заводам время заключить долгосрочные соглашения с альтернативными поставщиками слябов, например, из Бразилии», — заключил Илья Коломеец.

У НЛМК не должно возникнуть проблем с обеспечением деятельности своих предприятий в ЕС, два года «промежуточного периода» в наше время – это большой срок, многое может измениться, считает аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачёв.

«Даже если на каком-то очередном витке санкций под них попадет Владимир Лисин и, соответственно вся группа НЛМК, дело не дойдет до закрытия предприятий. Скорее, они перейдут под внешнее управление, — считает Алексей Калачёв. — На европейских заводах НЛМК трудится более 2 тыс. человек. Конкретно в Бельгии базируются NLMK La Louviere, выпускающий тонкий прокат для автомобилестроения, NLMK Clabecq, выпускающий толстый лист для судостроения, транспорта и энергетики, а также NLMK Belgium Holdings SA. В компании NLMK Belgium Holdings SA (NBH) у НЛМК — 49% акций. Еще 49% — у валлийского инвестиционного фонда SOGEPA. Вероятно, этого будет достаточно, чтобы вывести бельгийский холдинг из-под удара, особенно, если Бельгия об этом позаботится».

Что касается обеспечения предприятий заготовкой, то, если вдруг все-таки такой запрет на поставки от НЛМК будет введен, то их придется обеспечивать за счет поставок из других стран, сказал эксперт.

«Дефицита стали в мире нет, более того, мировые мощности на треть превышают мировые потребности, — отметил собеседник «Московской». — Потенциально, заготовку можно получать, например, из Турции. Иран активно наращивает производство. Китай, Индия, Япония, Южная Корея входят в топ-10 мировых производителей стали. Другое дело, что получать заготовку из России близко и выгодно. Это хороший вариант по соотношению цены и качества. Замена поставщика приведет к росту затрат и снижению рентабельности производства».

В случае потери европейского рынка НЛМК придется искать новые рынки сбыта, отметил аналитик ФГ «Финам».

«В 2021 году рынок ЕС принес компании 17,5% выручки. На заготовку из России можно найти спрос на Ближнем Востоке и даже в Юго-Восточной Азии, это только вопрос цены и стоимости доставки. Та же Турция их будет покупать больше, особенно, если предлагать со скидкой», — заключил Алексей Калачёв.

У металлургов проблемы с оборудованием и экспортом, отрасль ждут сокращения?

16.08.2022 в 19:43:00