Портрет императрицы поступил в фонд Эрмитажа в 1941 году как работа неизвестного художника. Несколько лет назад после проведения визуального исследования на полотне обнаружилась авторская подпись и дата — 1790-й.
Фото: 78.ru
В Эрмитаже представили портрет императрицы Екатерины II после реставрации, которая длилась больше года при поддержке Группы «СМП Банк». Полотно из серии большеформатных исторических картин конца XVIII века кисти художника Андреаса Каспара Гюне займёт своё место в постоянной экспозиции. Какие открытия были сделаны во время реставрационных работ, рассказывает корреспондент 78.ru.
Екатерина Вторая в малой короне на фоне занавеса, за которым открывается вид на памятник Петру Первому и здание Академии художеств. Левая рука императрицы указывает на том «Наказов», написанных ею для депутатов Уложенной комиссии, которая должна была составить новый свод законов. Все эти элементы превращают парадный портрет императрицы в хронику важных преобразований во времена её царствования. В ходе реставрационных работ на картине нашлись и другие интересные детали.
— И когда после этого рентгеновского исследования начинается расчистка старых наслоений жёлтого лака, который там появился, может быть, в XIX или в конце XVIII века, выясняется, что были другие туфельки, например. Их так вот просто вроде бы не видно, но если внимательно приглядываться, то видно, что там есть ещё одни носочки, — говорит заместитель генерального директора, главный хранитель музейной коллекции Государственного Эрмитажа Светлана Адаксина.
Кроме того, портрету вернули его подлинный размер — часть полотна, порядка 10 см, была завёрнута на подрамник. Не сразу удалось установить и авторство произведения.
Портрет императрицы Екатерины Второй поступил в фонд Эрмитажа в 1941 году как работа неизвестного художника. Несколько лет назад после проведения визуального исследования на полотне обнаружилась авторская подпись и дата — 1790-й.
Все детали, истинные цвета и оттенки картины Андреаса Каспара Гюне проявились, когда были проведены технико-технологические исследования. Это раскрытие картины — самый сложный этап реставрации. Мастера расчищали изображение от лака, грязи и даже копоти, которые скапливались на полотне с момента последней реставрации — больше ста лет.
— Картина большого формата. Вся она находится под слоями разновременного лака, который имеет разный состав. В общем, это такая большая, трудная работа, чтобы деликатно его утоньшить, не повредив при этом живопись, которая может иметь сходные характеристики по растворимости, — отмечает художник-реставратор Максим Лапшин.
Реставрация парадного портрета стала возможной благодаря участию Группы «СМП Банк». В 2021-м её приняли в международный Клуб друзей Государственного Эрмитажа, а плодотворное сотрудничество началось ещё раньше.
— Мы вместе с Эрмитажем реализовали проект по онлайн-экскурсиям. Это был наш первый опыт работы по музею в Петербурге. В 2021 году нам предложили продолжить такое сотрудничество, и у банка не возникало никаких сомнений в том, что это хорошее и важное дело, — делится управляющий филиалом АО «СМП Банк» в Петербурге Александр Конышков.
Сотрудничество Эрмитажа и СМП Банка продолжится, обсуждаются новые проекты, в том числе и по реставрации музейных ценностей. Парадный портрет Екатерины Второй уже занял свой место в экспозиции «Русская культура второй половины XVIII века». Увидеть картину можно в зале № 168 Зимнего дворца.
Видео: 78.ru