Каждый родитель хочет хорошей жизни своему чаду. И беспокоится об образовании, которое приведёт к востребованной профессии. Но вот какими они будут, эти профессии, лет через 10-15? И на что делать упор в образовании: оценки, софт скиллс, спорт или передовые программы?
Нашла две интересные статьи на эту тему, мыслями из которых хочу с вами поделиться.
Профессии будущего
Автор статьи считает, что во главе будут инженерные специальности с постоянным выходом за границы и поиском нового. Типовые же операции будут выполняться при минимальном участии человека (вы же в курсе про роботизацию, да?) Почему именно так, я расписывать не буду, если интересно – лучше почитайте первоисточник.
Крайне важным ресурсом станет творческий потенциал и наличие новых идей.
Наиболее перспективными отраслями и направлениями для трудоустройства (от большего к меньшему по важности) будут:
- проектирование, строительство и запуск промышленных объектов нового уклада (роботизация, аддитивные технологии);
- атомная энергетика (замкнутый ядерный цикл и малые ядерные реакторы);
- военно-промышленный комплекс (акцент на противостоянии в океанах и космосе);
- космические исследования (основной полигон практического научного прорыва);
- химическая, нефтехимическая отрасли, переработка отходов (сырье для экономики);
- IT отрасль (поддержание инфраструктуры уклада);
- геотехнологии (ожидаемый, но пока неочевидный прорыв);
- биотехнологии.
Следующий вопрос – какое образование давать детям, которые сейчас ходят в школу (опять в порядке убывания важности):
- инженерно-техническое – стоит выбирать «сильный» еще со времен СССР ВУЗ, готовящий специалистов по указанным в списке направлениям/отраслям;
- химия;
- программирование;
- медицина;
- геология.
Специализацию нужно выбирать максимально широкую, классическую/фундаментальную, а научных руководителей – таких, кто имеет практический опыт больших проектов, чтобы хоть так соприкоснуться с масштабом будущей работы.
Что насчёт гуманитарных наук?
Автор считает, что основные прорывы в этой области будут сделаны к 2030-м годам. Идти туда следует, если ребёнок талантлив (способен делать то, что до него никто не делал) или даже гениален (делает то, что до него никто и подумать не мог). Около 2055-2060 гг. будет востребован стык лингвистики и математики (программирование на естественных языках, искусственное мышление), но это больше относится к детям, что родятся во второй половине 2020-х годов.
Для социального успеха в 2030-х – начале 2040-х годов нынешние школьники должны будут уметь составлять сложные схемы, многоходовки, не бояться рисковать, идти в неизведанное, обладать волей для преодоления препятствий.
Образование
Многие знают, что советское образование было очень ценно. И что поколение ЕГЭ, увы, получило образование гораздо хуже. А в чем же разница? В том, что последних не учили думать, а учили следовать чужим инструкциям. Поэтому и знания мозаичные и несистемные. И в итоге возможностей для роста и самореализации мало. А в советское время взращивали талантливых детей.
Систему образования одномоментно не поменять. Этот процесс занимает 7-10 лет. И он будет происходить, но ждать сегодняшним школьникам некогда. Задача родителей – максимально приблизить образование к советскому. Устраняем проблему отсутствия системности и неумения думать с помощью дополнительных занятий.
Чем помочь нашим деткам:
- воспитывать творческий потенциал (театральный кружок, рисование, музыка и т.д.);
- развивать широту интересов (участие в олимпиадах – ходить и готовиться обязательно; высокий уровень знаний и интерес к гуманитарным и общественным наукам, обязательно чтение классики);
- реализовывать проекты (нестандартные схемы);
- обязательная физическая нагрузка (в идеале – командный спорт, но не каждый день);
- хобби с мелкой моторикой (вышивание девочкам, сборка моделей мальчикам, как варианты). Или занятия музыкой (фортепиано, гитара), если есть тяга;
- кружок программирования;
- развивать открытость новому, смелость и т.д.;
- не давим на ребёнка по поводу оценок, за двойки не ругаем, пятёркам не придаём огромного значения;
- скачиваем советские учебники по всем предметам для самостоятельного послешкольного чтения. Вечерами обсуждаем прочитанное в теплой атмосфере (что понял, что не понял, что было интересно, почему так, а не иначе и т.д.). В тетрадь ребенок должен записать 1-2 абзаца, что самое важное он вынес по этой теме (мини-конспект). Главное – научить думать и находить ответы самостоятельно.
- если есть возможность сделать ребёнка билингвом или трилингвом, обязательно сделайте это;
- когда беседуете со старшим ребенком, пусть младшие сидят рядом и слушают/играют, обратное не нужно: при разговоре с младшими старший свободен – не подсказывает и не умничает;
- если у старшего ребенка хорошо идет какой-то предмет, то с младшими этим предметом занимается он (вы мирно сидите в углу дивана и занимаетесь своими делами);
- курсы и методики развития творческого потенциала – относимся к ним с большой осторожностью, понимая, что часто они сводятся к чисто прикладным вещам или, хуже, мошенничеству;
- новые предметы и дисциплины 6-ого уклада, которые начнут проявляться, – очные и удаленные курсы – посещать в обязательном порядке («Юный техник» для современных детей). Ребенок должен понимать хотя бы основу выдвигаемых грядущими технологиями вопросов, специализация придет позже.
Идеальный вариант – когда этот пласт общения с ребенком берет на себя отец или дед. Мама, как правило, больше формирует эмоции и чувства, отец – когнитивные навыки ребенка.
Данные предложения – временные, на 7-10 лет, пока не произойдет качественного реформирования российской системы образования.
Источник 1: https://shkolnikov.info/articles/11-analitika-i-prognozy/80632-professii-i-kar-era-cherez-15-let-chemu-uchit-segodnjashnikh-shkol-nikov
Источник 2: https://aurora.network/articles/136-chelovek-i-obshhestvo/80797-vospitanie-sovremennykh-shkol-nikov-esli-by-ja-byl-na-vashem-meste
Как вы, согласны с автором?