Царьград продолжает развенчивать мифы о технологической отсталости России и катастрофическом отъезде умов из неё. На сей раз – по итогам премии "Новатор Москвы".
Несмотря ни на что
Да, у нас сейчас не самые передовые наука и особенно технологии – у России, к сожалению, есть другая передовая. Да, среди уехавших в 2022 году есть не только бесполезные актёры и вице-премьеры, но и высококвалифицированные специалисты, и их действительно будет не хватать.
Но ни талантами, ни профессионалами земля русская всё же не оскудела. И в этом мы очередной раз убедились на состоявшемся в начале октября награждении лауреатов премии "Новатор Москвы". 36 инновационных проектов в финале, 18 главных наград – и всё это на очень серьёзном уровне, предполагающем промышленное воплощение.
От мэрии Москвы на церемонии присутствовала заместитель мэра Наталья Сергунина. Чиновница напомнила, что премия вручается третий год подряд – начали, как ни удивительно, в ковидном 2020-м. В общей сложности в конкурсных отборах поучаствовало 3,2 тысячи изобретателей – это только зарегистрированные заявки, после предварительного отсева неадекватных энтузиастов.
Шесть на три
Давайте посмотрим, чем порадовали нас адекватные новаторы на сей раз.
Новации принимались по шести направлениям:
- "Благоустройство и строительство";
- "Медицина и фармацевтика";
- "Общественные проекты";
- "Промышленность";
- "Транспорт и логистика";
- "Экология и охрана окружающей среды".
По каждому из направлений вручались награды в трёх номинациях: "Лидеры инноваций", "Меняющие реальность" и "Проект будущего". Первая из номинаций предназначена для тех, кто уже сейчас серийно выпускает свою разработку. Вторая – для тех, кто только готовится вывести её на рынок. Третья – для концептуальных идей, которые прямо сейчас воплотить ещё нельзя, но уже очень хочется.
Лидеры инноваций
Сколковский коллектив под руководством Натальи Лобкаевой создал и выпускает платформу для получения реагентов и биокомпонентов, которые используют в инновационных медицинских изделиях. Это вклад в излечение от тяжёлых заболеваний, это путь к созданию биосинтетических костей и искусственных кровеносных сосудов для регенеративной медицины.
Кандидат технических наук Сергей Мамыкин сумел модифицировать формулу машинного масла – доказано, что применённая им технология на основе ионов меди снижает износ деталей и увеличивает ресурс механизма (например, транспортного средства).
Меняющие реальность
Здесь впечатляет результат коллектива Фёдора Беломоева. Этот предприниматель в своё время продал успешный бизнес и вложил средства в разработку устройств, с помощью которых незрячие и слепоглухие люди могут общаться с внешним миром. Сейчас его группе удалось представить устройство для коммуникации людей с одновременными (!) нарушениями зрения, слуха и речи – да, речь идёт о слепоглухонемых. Новая версия гаджета умеет переводить текст, набранный шрифтом Брайля, в синтезированную речь, и наоборот. Целевая аудитория высоко оценила эту разработку.
Сотрудники компании "Аркон" под руководством Бориса Козлова разработали строительный 3D-принтер, позволяющий возводить малоэтажные дома, печатать элементы зданий и бетонных конструкций. Сами по себе технология и идея не уникальны, но в России производства подобных изделий до сих пор просто не было. Между тем перед нами открытая дверь в настоящий бум малоэтажного строительства, о необходимости развития которого так много говорил Царьград в пику бывшему коллеге Сергуниной по московскому правительству, а ныне вице-премьеру Марату Хуснуллину с его уродливыми человейниками. Остаётся надеяться, что неуправляемая "армия Хуснуллина" не помешает Козлову наладить коммерчески успешное производство строительных принтеров.
Проект будущего
Наконец, в футуристической номинации столичные власти выделили проект Ивана Захарова по производству одноразовой посуды из биоразлагаемого сырья. Казалось бы, эка невидаль, однако предложение Захарова и дешевле, и экологичнее привычных нам аналогов.
Выделим и совсем ещё молодого доцента ИГСУ РАНХиГС Дмитрия Огнерубова с его устройством для остановки кровотечения и растворения тромбов после внутрисосудистых хирургических вмешательств – браслетом Newman. Разработка проведена совместно с китайскими специалистами, но это всё же наш, русский продукт, который в три раза дешевле зарубежных аналогов, ни в чём не уступает им по функциональности и превосходит по ряду параметров (например, в разы снижает вероятность развития окклюзии, то есть тромбозного закрытия лучевой артерии).
Что с того?
Посмотреть информацию обо всех проектах победителей можно на странице премии. Жаль, что в восторге от инноваций московские власти забыли критически глянуть на сайт "Новатора" – гордая ссылка с главной страницы на "Победителей премии" ведёт… на ту же главную страницу, словно намекая, что победители мы тут все.
Даже если это так, не надо нам ложки дёгтя. Пусть всё будет красиво и профессионально. Хотя бы в следующий раз.