Найти тему
Николай Ш.

«Серёга». Дембельский аккорд

Серёга и сам не знал, зачем он, не дождавшись, когда сосед уснёт или хотя бы отвернётся, достал броский пакет из набедренного кармана штанов. Видимо, Лёха знал, что находится под яркой импортной обёрткой. Хлопнув товарища по плечу, он одобрительно заговорил чуть не в полный голос:

- Ты чё, решил своей трусы подарить? Ну ты даёшь, братан! Все бабы в деревне от зависти помрут! Дашь заценить?

Сергей попытался остановить Алексея, но тот уже почти орал на всю казарму:

- Пацаны, зырьте, чо Смирный бабе своей в дукане купил! Я бы ни в жисть не допёр до такого. Отпад!

Вокруг немедленно собралась толпа сослуживцев, которые с жаром стали обсуждать из ряда вон выходящее событие. Шутка ли? Такого ещё не бывало. Серёга уже был готов смириться со сложившейся ситуацией и молча пережить свой конфуз, но одна из реплик заставила его поднять глаза на юмориста. Фролов недавно был переведён в роту и ещё не успел усвоить сложившиеся негласные правила казарменного этикета, но будучи одного призыва с Серёгой, всеми силами старался утвердить свой авторитет. Вот и сейчас, поддёрнув заношенные треники, он громогласно подвёл итог потешным смотринам:

- Молоток, Серёга! Теперь твоя тёлка с ходу ноги раздвинет, да и другой сладостью не побрезгует. Отвечаю!

Смирнов почувствовал, как злоба кипятком обожгла его сердце. Мышцы напряглись, а пальцы непроизвольно сжались в кулаки. Резко поднявшись с кровати, он, всё ещё пытаясь сдержаться, внезапно охрипшим голосом проговорил:

- Ты язык свой засунь куда поглубже…

Тот, вполне понимая свою неправоту, решил сохранить лицо. В плане авторитета. Скривив подходящую к такому случаю гримасу, он проронил нарочито небрежно и с откровенным вызовом:

- А что не так? Или твоя подруга из другого теста? То же мне, нашёл святую девственницу…

Договорить он не успел. Короткий, но сильный удар в подбородок отправил его в самый настоящий нокаут. Серёга огляделся. Вокруг него стояли сослуживцы и молча смотрели на неподвижное тело. Лёха присел на корточки и, пощупав пульс, поставил диагноз:

- Удар классный, но жить будет. Оклемается Фрол. Может только челюсть треснула…

Сергей вздохнул, не скрывая облегчения. Он только стал приходить в себя и не помнил, насколько сильно вложился в удар. Кто-то сказал за его спиной:

- Давай, пацаны на койку его переложим. Пусть Фрол там досыпает. Не дай Бог, дойдёт история до начальства. Всем худо будет…

Серёга не стал помогать товарищам укладывать бесчувственного обидчика. Опустившись на кровать, он смотрел на злополучный свёрток, размышляя стоит ли вручать подруге столь провокационный подарок. От тяжких мыслей отвлёк Алексей, который, подойдя к товарищу наигранно-беззаботно скаламбурил:

- Кто решит другого зачморить, сам чмырём и помрёт!

Смирнов со злостью процедил сквозь зубы:

- Отстань. А то и тебе в челюсть прилетит. Мало не покажется.

Лёха тяжко вздохнул:

- Согласен. Заслужил. Если дашь в морду, то даже не вякну. Извини, что так получилось. Не хотел. Но, Фрол тоже виноват, полез не в своё дело…

Серёга поднял на соседа тяжёлый взгляд:

- А ты в своё дело влез? Блин! В каждой бочке затычка.

В спальное помещение вошёл дежурный по роте. Он уже знал о случившемся, но усиленно делал вид, что не в курсе. Оно и понятно. Не зря говорит народ: «Меньше знаешь, крепче спишь». Остановившись в двух шагах от двери, младший сержант громко объявил:

- Ротный всех дембелей в ленкомнате приказал собирать. Через полчаса, - немного подумав, приврал для пущей важности и усиления эффекта, - опоздавшим обещал кросс устроить на ночь глядя.

Лёха с тревогой смотрел в спину уходящего дежурного:

- Неужели кто-то настучать успел? Быстро.

Сергей оставался внешне спокойным, но неясная тревога всё же зацепила его:

- Нет. Думаю, что не поэтому поводу. Не из-за драки. А про кросс дежурный просто так брякнул. Соврал для придания ускорения.

- На хрена?

- Отстань. Не знаю. Вернусь, расскажу.

Бойцы дружно поднялись со скамеек. Их было двенадцать человек одного призыва и сознание того, что ротный собрал их в ленкомнате отдельно от остального состава, лишь подогревало любопытство и усиливало чувство некой исключительности. Капитан вошёл в помещение в сопровождении замполита и старшины. Он был одет в свежевыстиранную, линялую форму и новенькие кроссовки.

Тёзка-земляк, слегка повернув голову к Серёге, опасливо прошептал:

- Кроссовки не «кимры» какие-нибудь, а настоящая «Пума». Оделся как на дембель. Чего ему вдруг впёрлось? Что думаешь, Смирный?

Сержант не стал отвечать товарищу. Он с видом обречённого ожидал развязки, нисколько не сомневаясь, что экстренный сбор объявлен всё-таки по его поводу.

Ротный, привычно хмуро взглянув на подчинённых, опустился на табуретку и сердито бросил в своём стиле:

- Садитесь. Короче, присаживайтесь.

Дождавшись тишины, капитан внимательно посмотрел на замполита, словно прикидывая возможность передать политработнику право на дебют, но всё же начал разговор сам:

- Короче. Не буду тянуть кота за хвост. Я собрал вас здесь не для того, чтобы рассказывать всякую хрень. Не мастер я на беседы про партию и правительство. Короче, дело вот в чём…, - очевидно поняв, что начинает путаться в собственных словах, ротный тихо выматерился и начал снова, - короче, командир полка сообщил, что у духов недавно объявились помощники. Америкосы. По крайней мере недавно хадовцы видели пару негров в камуфляже. Ну, негры не негры, а американцы горазды на всякую подляну. Особенно в минно-подрывном деле. На вьетнамской войне насобачились. Короче, дело завтра предстоит серьёзное. Серьёзнее некуда. Вы уже свой долг сполна отдали. И воинский, и, так сказать, интернациональный. Если кто решит остаться и не рисковать, то даю слово офицера, обиду держать не буду. Слова не скажу. Короче, дело за вами. Я понятно всё разъяснил? Или мне заново надо разжёвывать для непонятливых и бестолковых?

Помещение ленкомнаты наполнилось шумом и движением. Замполит, видимо решив поддержать командира, попытался проявить инициативу:

- Товарищ капитан хотел сказать, что…

Ротный остановил заместителя, положив руку на его плечо, и подвёл итог:

- Короче, мы сейчас выйдем на перекур, а вы тут обсудите тему накоротке. И без мордобоя.

Кто-то из дембелей ляпнул не к месту:

- А чего ходить-то? Здесь и перекуривайте. Мы не против…

Все засмеялись. Нелепое предложение сослуживца разрядило обстановку. Даже ротный улыбнулся. Поднявшись с места, он как-то по-новому оглядел солдат:

- Короче. Вы тут кумекайте, а мы минут через десять вернёмся. Лады?

Земляк снова взглянул на Сергея:

- Видать, знает ротный про драку. Откуда только?

Проводив офицеров взглядом, Серёга хотел было принять окончательное решение по поводу подарка, но, машинально оглядевшись, замер от неожиданности. Все присутствующие буквально сверлили его взглядами.

- Чего уставились? – голос Смирнова был таким же хриплым, как накануне недавней драки, - если вы за Фрола, то извиняться не буду. Сами всё видели…

Его перебил Витёк. Парень, с которым Серёга был знаком ещё со времён учебки:

- За Фрола забудь. Проехали. Сам виноват, не надо был тебя чморить. Мы за ротного спрашиваем.

Сержант ответил, не скрывая недоумения:

- А я тут при каких делах? Сами решайте. Свои головы на плечах есть.

Кто-то, сидящий позади Серёги, поддержал Витька:

- Ну ты у нас вроде как в авторитете. Тебе и решать за всех.

Смирнов резко обернулся к сослуживцу:

- У тебя как со жбаном? На месте, или где? Кого-нибудь шарахнет не по-детски, а я потом всю жизнь мучится должен? Мол, уговорил, почём зря. Нет. Тут дело такое – каждый своей головой думать должен. По крайней мере, я вам не указ. Точка!

Ленкомната наполнилась разноголосицей. Все живо стали обсуждать сложившуюся ситуацию. Внезапно, как-то сама по себе, возникла пауза, которой не преминул воспользоваться тёзка-земляк:

- А ты сам-то как? А Смирный? Чего замолчал?

Серёга даже вздрогнул от неожиданности. За размышлениями о драке и нелепом подарке, он совершенно забыл, что обращение ротного касается и его. Взглянув на соседа, парень нехотя ответил:

- Я – завсегда…

Витёк, на правах давнего товарища, всё никак не мог успокоиться:

— Это как, «завсегда»? Ротному решил подлизнуть?

Серёга мрачно взглянул на товарища:

- Ты, язык-то свой засунь, куда Фрол должен был. Лады? А то и тебе прилетит. Не хуже, чем ему. Не сомневайся, даже не вспомню, что вместе с «нуля» начинали.

Тёзка-земляк решил разрядить и без того накалённую обстановку. Он ни на минуту не сомневался, что за Смирновым, как говорится, не заржавеет. Развернувшись всем корпусом, чтобы в случае необходимости придержать товарища, примирительным тоном заговорил:

- Харе, Смирный. Тебя по делу спрашивают, а не за просто так. Что сам думаешь? Пацаны ждут.

Серёга неожиданно для себя успокоился. Зачем-то поднявшись со скамьи, ответил обыденно, как будто речь шла о мелком, не стоящим особого внимания вопросе:

- Вы меня знаете, пацаны. Я никогда в чушках не ходил и не собираюсь. Для себя я всё давно порешал: надо, значит надо. А вы уж решайте сами, своими мозгами. – Остановив взгляд на Витьке, подытожил. – ты сам ротному подлизывай. У тебя язык длиннее.

Ленкомната было взорвалась от смеха, но в этот момент двери отворились и в помещение вошёл капитан в сопровождении замполита и старшины. Тишина наступила мгновенно. Ротный, кивнув головой даже не попытавшимся подняться подчинённым, занял своё место и оглядел солдат:

- Короче! Что ваш сходняк решил? Собрание то есть. Или ещё время вам дать? Для болтовни и трёпа. Короче, жду!

Сослуживцы снова повернули головы к Серёге, как бы делегируя ему полномочия и обязанность держать ответ. Тот не стал артачиться. Зачем? Снова поднявшись со скамьи, ответил капитану почти его же словами:

- Короче. Мы с вами.

Взгляд ротного заметно потеплел. Он даже заговорил каким-то другим голосом и другими, простыми и связными словами:

- Спасибо, ребята. Всю жизнь помнить буду. Только не забывайте старую, но верную истину: сапёр не имеет права на ошибку. И если не желаете мне зла, то очень вас прошу, не допускайте ошибок на этой, крайней для вас работе. Пусть ваш дембельский аккорд пройдёт как по маслу. Свободны. Подъём завтра на два часа раньше.

Серёге и его товарищам повезло. Несмотря на сложность, они справились с задачей, обезвредив немереное количество духовских сюрпризов. Не повезло лишь Фролову. У парня была возможность отказаться от участия в «дембельском аккорде», сославшись на микротрещину в скуле. Но не желая растерять остатки им же самим подмоченного авторитета, Фрол настоял на своём включении в группу разминирования. Дембель допустил роковую ошибку уже в первые минуты боевой работы. У него не было шансов остаться в живых. Ну а Сергей Смирнов, до конца исполнив свой интернациональный долг, вернулся домой вместе с тёзкой-сослуживцем и пил целую неделю. Всё не мог простить себе тот удар в челюсть Фролова. Потом, уже придя в себя, Серёга не мог вспомнить, вручил ли он тот дурацкий подарок невесте или нет. Да это было уже и неважно. Она всё равно вышла замуж за его тёзку.

Начало рассказа: https://dzen.ru/media/nnnn/633018728f9ddb6e1c64eaff

Повести и рассказы Николая Шамрина, а также роман «Современные хроники», опубликованы на портале "Литрес.ру" https://www.litres.ru/