Найти тему

100 фотографов. Быть Стивеном Шором

За время работы над проектом #10фотографов я проанализировала немало десятков биографий фотографов. Но Стивен Шор, пожалуй, один из самых непростых для понимания.

С одной стороны его можно считать юным гением: начал снимать в 6 лет, в 14 три его работы купил куратор отдела фотографии Музея современного искусства (MoMA) и они вошли в коллекцию музея Эдвард Стайхен, в 17 Стивена взял под крыло Энди Уорхол, а еще не достигнув и 25 лет он стал первым фотографом, чья персональная выставка прошла в музее Метрополитен.

С другой стороны, возможно, успеху посодействовала эпоха и настойчивость Шора. К Стайхену он пришел, самостоятельно, кстати, напросившись на встречу, с книжкой Уокера Эванса, которую ему подарили в 10 лет. Поболтав с куратором о документальной фотографии, он и показал затем свои снимки. На дворе стоял конец 60-х: революция в культуре, Вьетнамская война, надвигающийся экономический кризис, новый взгляд на мир, моду и вообще.

-2

К началу 70-х Стивен Шор уже несколько лет снимал на “Фабрике” Уорхала и других посетителей легендарного места. А затем, вооружившись большеформатной камерой 8х10 отправился колесить по Америке, снимая в цвете все что видел. Эти фотографии относят к категории личного фотодневника, прообраза роуд-мувиз. Не принято было фотографировать тогда свой обед, ванную в отеле, домик напротив, машину на обочине, себя любимого - то, что сейчас можно встретить в каждом втором посте в любой социальной сети.

-3

Так никто не делал. Цветной документальной фотографии тогда не было в принципе. Цвет считался уделом рекламщиков и обывателей. Но поклонник Уокера Эванса, Гарри Виногранда и Джорджа Керуака - Стивен Шор выбрал именно такой способ.

Этот проект (фотографии американских отелей и глубинки) принес Шору истинную славу. В достаточно юном возрасте 25 лет.

-4

Его снимки породили целое направление в кинематографе - роудмуви, вдохновили Мартина Парра и Нана Голдин, создали образ обычной Америки, который можно встретить в любом не геройском фильме Голливуда.

-5

«Увидеть что-то впечатляющее и признать это фотографической возможностью – не требует большого усилия воображения. Но смотреть на что-то обыкновенное, каждодневное и распознавать в этом фотографическую возможность – вот что меня интересует» - говорил Стивен Шор.

Фотографической иконой искусства Шора считается снимок знаменитого перекрестка в Лос-Анджелесе — бульвар Беверли и Ла-Бреа-авеню, — изображенный Шором 21 июня 1975 года. Перекресток примечателен тем, что на нем находятся сразу четыре заправки, в каждом углу этого креста.

-6

Эта фотография — символ бессмысленности искусства: когда хочется предъявить претензию современному искусству, достаточно спросить, о чем этот снимок. Он будто специально существует затем, чтобы вы спросили. Что может быть проще, что может быть более лишено юмора, что может быть гениальнее. Так фотография переходит на территорию искусства — когда вы первым догадываетесь запечатлеть то, на что другим не приходило в голову обращать внимание.

Самое забавное, что Шора называют провидцем инсаграма из-за манеры съемки тех лет, но сам его аккаунт в этой соцсети ничем не примечателен.

-7

Из биографии Шора следует несколько выводов, полезных для фотографа, да и в целом для любого творце. Эдакий путеводитель к успеху:

  1. Знай что до тебя делали другие ТОПы, анализируй их работу
  2. Не бойся добиваться встречи у важных людей из индустрии
  3. Не бойся показывать свои работы
  4. Нетворкинг - forever!
  5. Впитывай то, что происходит вокруг
  6. Делай то, что никто не делал. Делай так, как никто не делал

С последним пунктом в эпоху перепост модерна сильно тяжело, но попробовать стоит.

#фотография #документальнаяфотография #америка #lifestyle #эндиуорхол