За время работы над проектом #10фотографов я проанализировала немало десятков биографий фотографов. Но Стивен Шор, пожалуй, один из самых непростых для понимания.
С одной стороны его можно считать юным гением: начал снимать в 6 лет, в 14 три его работы купил куратор отдела фотографии Музея современного искусства (MoMA) и они вошли в коллекцию музея Эдвард Стайхен, в 17 Стивена взял под крыло Энди Уорхол, а еще не достигнув и 25 лет он стал первым фотографом, чья персональная выставка прошла в музее Метрополитен.
С другой стороны, возможно, успеху посодействовала эпоха и настойчивость Шора. К Стайхену он пришел, самостоятельно, кстати, напросившись на встречу, с книжкой Уокера Эванса, которую ему подарили в 10 лет. Поболтав с куратором о документальной фотографии, он и показал затем свои снимки. На дворе стоял конец 60-х: революция в культуре, Вьетнамская война, надвигающийся экономический кризис, новый взгляд на мир, моду и вообще.
К началу 70-х Стивен Шор уже несколько лет снимал на “Фабрике” Уорхала и других посетителей легендарного места. А затем, вооружившись большеформатной камерой 8х10 отправился колесить по Америке, снимая в цвете все что видел. Эти фотографии относят к категории личного фотодневника, прообраза роуд-мувиз. Не принято было фотографировать тогда свой обед, ванную в отеле, домик напротив, машину на обочине, себя любимого - то, что сейчас можно встретить в каждом втором посте в любой социальной сети.
Так никто не делал. Цветной документальной фотографии тогда не было в принципе. Цвет считался уделом рекламщиков и обывателей. Но поклонник Уокера Эванса, Гарри Виногранда и Джорджа Керуака - Стивен Шор выбрал именно такой способ.
Этот проект (фотографии американских отелей и глубинки) принес Шору истинную славу. В достаточно юном возрасте 25 лет.
Его снимки породили целое направление в кинематографе - роудмуви, вдохновили Мартина Парра и Нана Голдин, создали образ обычной Америки, который можно встретить в любом не геройском фильме Голливуда.
«Увидеть что-то впечатляющее и признать это фотографической возможностью – не требует большого усилия воображения. Но смотреть на что-то обыкновенное, каждодневное и распознавать в этом фотографическую возможность – вот что меня интересует» - говорил Стивен Шор.
Фотографической иконой искусства Шора считается снимок знаменитого перекрестка в Лос-Анджелесе — бульвар Беверли и Ла-Бреа-авеню, — изображенный Шором 21 июня 1975 года. Перекресток примечателен тем, что на нем находятся сразу четыре заправки, в каждом углу этого креста.
Самое забавное, что Шора называют провидцем инсаграма из-за манеры съемки тех лет, но сам его аккаунт в этой соцсети ничем не примечателен.
Из биографии Шора следует несколько выводов, полезных для фотографа, да и в целом для любого творце. Эдакий путеводитель к успеху:
- Знай что до тебя делали другие ТОПы, анализируй их работу
- Не бойся добиваться встречи у важных людей из индустрии
- Не бойся показывать свои работы
- Нетворкинг - forever!
- Впитывай то, что происходит вокруг
- Делай то, что никто не делал. Делай так, как никто не делал
С последним пунктом в эпоху перепост модерна сильно тяжело, но попробовать стоит.
#фотография #документальнаяфотография #америка #lifestyle #эндиуорхол