Найти тему
Свободная Пресса

Лукашенко заморозит цены за наш счет? Борьба президента Белоруссии с инфляцией приведет или к дефициту, или к увеличению дотаций с РФ.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко решил бороться с инфляцией радикальными методами — запретил с 6 октября любое повышение цен в стране. Исключением могут быть только индивидуальные решения министра антимонопольного регулирования и торговли или председателя облисполкома.

Соответствующую директиву Лукашенко подписал 7 октября, согласно документу запрещено также повышать цены в результате отмены акций, скидок и распродаж. Госорганы теперь смогут закрывать объекты и прекращать действие лицензии нарушителей моратория, а цены будут контролировать спецорганы. К тем, кто не будет следовать правилам, будут применять самые жесткие меры, вплоть до уголовного дела.

О своем распоряжении глава государства сообщил днем ранее на совещании с экономическим блоком правительства.

  • «С 6 октября запрещается всякий рост цен. За-пре-ща-ет-ся! С сегодняшнего дня. Не с завтрашнего дня, а с сегодняшнего. Чтобы за сутки не накрутили цены. Поэтому с сегодняшнего дня рост цен запрещается. И не дай бог кто-то по бухгалтерии проведет задним числом что-то», — заявил Лукашенко.

По словам белорусского президента, причиной такого решения стала «запредельная инфляция» — после прошлого доклада премьер-министра о росте цен они «выросли еще на столько же» и «уперлись в потолок». Особенно Лукашенко возмутился подорожанием белорусской продукции, например, товаров сельского хозяйства. По его словам, яблоки, лук, свеклу и капусту, выращенные сельхозпредприятиями, бюджетники закупали у посредников с наценкой под 300%.

  • По данным Национального банка Белоруссии, в августе 2022 года годовой прирост потребительских цен составил 17,9%, в июле — 18,1%, в июне — 17,6%. На совещании с экономическим блоком Лукашенко поставил правительству задачу в 2023 году вернуться к однозначному показателю инфляции — не более 7−8%.

Лукашенко призвал не только заморозить рост цен, но и разобраться со спекулянтами, а также проследить за тем, чтобы магазины и предприятия не закрывались на фоне этого запрета.

  • «Не дай бог какой-то магазин уйдет или он будет закрыт, какая-то контора, забегаловка и прочие. Не дай бог они уйдут с рынка, вы [члены правительства] за это ответите», — сказал он, добавив, что он готов к критике, но все равно будет проводить «справедливую политику».

Опрошенные «СП» эксперты не уверены, что экстраординарная мера принесет Лукашенко желаемый результат. Директор Высшей школы финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Константин Ордов предупредил, что подобный запрет почти наверняка приведет к тотальному дефициту.

  • — Соблазн регулировать цены такими административными приказами очень велик, но очевидно, что не так все просто. Если бы это так работало, все бы пользовались таким механизмом.

В действительности некие ценовые ограничения на группы социально значимых товаров вписываются в функции и социальную роль государства, поэтому они могут быть обоснованными. Есть международный опыт ограничения и регулирования этих цен. Экономически развитые страны, например, Япония, не брезгуют такими способами обеспечения социальной стабильности. В некоторых странах перечень таких товаров довольно значителен.

Второй случай, когда допустимы ограничения — это ценовая политика естественных и неестественных монополий. Они имеют склонность завышать цены практически неограниченно. Поэтому здесь тоже необходим контроль со стороны государства. Например, мы в России за электричество и тепло платим по тарифам, регулируемым государством, хотя услуги оказывают коммерческие компании. Это тоже пример ценового регулирования, который работает.

Но регулирование цен на абсолютно все товары и услуги — рыночные и нерыночные, социальные и все прочие — это история, которая всегда воспроизводится и заканчивается только одним: дефицитом. Никаких других альтернатив тут нет.

«СП»: — Какие еще могут быть последствия?

  • — Переход к дефициту первоначально сопровождается снижением качества производимых и импортируемых товаров. После того, как этот ресурс экономии на издержках перестает компенсировать неизбежные инфляционные процессы, наступает следующая стадия — тотальный дефицит. Пока что никому в истории экономических процессов не удалось опровергнуть эту закономерность и достичь обратного. Никакими указами инфляция не могла и не может быть побеждена.
  • Иногда такой шаг может оправдан, но только на очень короткий промежуток времени. Например, во время ценового шока на рынках нефти и газа. Если рост цен имеет ситуационный и краткосрочный характер и нужно его просто переждать, то в качестве краткосрочной меры запрет на рост цен может быть оправдан. Но в среднесрочной перспективе такое решение приведет к тому, что дисбаланс в экономике будет нарастать и в конечном итоге приведет к кризису, гораздо более серьезному, чем постепенное снижение уровня жизни вследствие инфляционных процессов.

Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников не исключает, что издержки от такого решения Минска в конечном счете понесет Россия, которой придется субсидировать сдерживания цен.

  • — В среднесрочной и долгосрочной перспективе такие меры работать не будут. Даже на горизонте одного года они будут связаны с многочисленными неприятными последствиями. Это решение может сработать на месяц, максимум на три, но дальше начнутся проблемы. Одна из главных проблем — необходимость субсидировать производителям изготовление всего того, на что заморожены цены.
  • Увеличение субсидий повлечет серьезный дефицит бюджета. А дефицит бюджета — это необходимость либо внешних займов, которые для Белоруссии сегодня практически невозможны (за исключением России), или внутренние заимствования, которые тоже крайне затруднительны, потому что ресурсов у бизнеса и населения не так много.
  • Решение это понятно и, видимо, продиктовано тяжелой необходимостью. Но по своим фактическим последствиям и результатам оно означает одно — усиление дополнительной помощи со стороны Российской Федерации. Дела у нашего партнера немного накренились, поэтому мы, как партнер по Союзному государству, должны будем выполнять свои обязательства, и у Белоруссии по этому поводу тоже есть ожидания.

«СП»: — Как долго может продолжаться действие запрета?

  • — Обычно подобные меры действуют краткосрочный период. Как я уже сказал, даже год грозит большими проблемами. Это совсем другая экономика, возвращение к практике Советского Союза держать цены на все и вся. А чем это закончилось для экономической истории великого государства мы все помним Прибавьте к этому огромный потенциал скрытой инфляции, и как только его начнут размораживать, получится эффект, очень сильно напоминающий наш 1991 год в России.

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков