Найти тему
PortNews

«Будут деньги — суда будут достраиваться». Интервью с директором ВСЗ Александром Соловьевым

Фото с сайта ВСЗ
Фото с сайта ВСЗ

Сегодня на ПАО «Выборгский судостроительный завод» (входит в ОСК) спустили на воду патрульный ледокол, заказанный по линии гособоронзаказа. Это первое подобное судно в преимущественно гражданском портфеле верфи. О том, как завод готовится стать базовой верфью ГОЗ и каким образом будут распределены заказы в дальнейшем, в интервью «ПортНьюс» рассказал генеральный директор завода Александр Соловьев.

Александр Соловьев, фото с сайта ВСЗ
Александр Соловьев, фото с сайта ВСЗ

Будет ли расширена серия патрульных ледоколов проекта 23550 на ВСЗ?

- Ранее Пограничная служба ФСБ уже публично заявляла, что еще один корабль этой серии необходим для Северо-Западного бассейна. Мы рассчитываем на этот заказ и на другие тоже.

В последние годы финансовый результат ВСЗ убыточный, с какого года вы ожидаете получать чистую прибыль?

- Сдача корабля намечена на 2024 год, тогда произойдет перевод цены из ориентировочной в фиксированную, это повлияет на финансовые показатели. Динамика гособоронзаказа пока позволяет говорить о безубыточности этих проектов. В данный момент материальное положение верфи зависит от гражданского портфеля заказов, в первую очередь, от рыбопромысловых судов по программе «квоты под киль». Кроме этого, рассчитываем на докапитализацию судостроительных предприятий.

В каком размере требуется докапитализировать ВСЗ по первому этапу программы «квоты под киль»?

- Дефицит оценивается в 7,5 млрд рублей. Для того чтобы достроить суда, нужно не только оборудование, которое у ВСЗ было закуплено заранее, до введения санкций и ограничений со стороны иностранных поставщиков, еще деньги нужны. Будут деньги, будут достраиваться.

 Строительство рыболовного судна. Фото с сайта ВСЗ
Строительство рыболовного судна. Фото с сайта ВСЗ

Кроме рыбопромысловых судов у вас в портфеле ледокол для ФГУП «Росморпорт». На какой срок заказчик сдвигает его сдачу?

- Его сдача запланирована на осень 2028 года. Вероятно, его строительство (стоимость на момент заключения контракта составляла 10,5 млрд руб. — Прим. ред.) также потребует дофинансирования, пока оно оценивается в размере 8–10 млрд рублей.

Вы говорите, что сдача судов будет гарантирована при выделении дополнительного финансирования. Какие сроки сейчас вы прогнозируете по сдаче траулеров (заказчики: группа «ФОР», АО «Архангельский траловый флот», ООО «Норд Пилигрим» — прим. ред.)?

Шесть траулеров сейчас в строительстве, два ВСЗ уже сдал. Еще два судна мы планируем сдать зимой 2022–2023 года. Один из траулеров выходит на ходовые испытания в октябре, а второй — в декабре. Остальные четыре судна будут достраиваться в соответствии с фактическим финансированием. Предварительно, они планировались к сдаче в 2024 году.

Будет ли верфь участвовать во втором этапе программы «квоты под киль»? Ранее глава Росрыболовства Илья Шестаков заявлял, что контрактация может начаться в 2023 году, а строительство — в 2025 году.

- Производственная программа ВСЗ достаточно плотно забита. На данный момент, мы не рассматриваем участие во втором этапе инвестквот. Те контракты, которые будут заключаться в рамках второго этапа квот, будут минимум в полтора-два раза дороже того, что было на первом этапе. Это сопоставимо с ценой строительства корабля.

Закладка сторожевого корабля, фото с сайта ВСЗ
Закладка сторожевого корабля, фото с сайта ВСЗ

Какие заказы гарантируют загрузку завода после 2024 года?

- В ближайшей перспективе Выборгский судостроительный завод станет базовым заводом по линии гособоронзаказа.  

Какие преимущества для верфей в принятии изменений в закон о промышленной политике (Совет Федерации одобрил изменения, законопроект закрепляет за Минпромторгом право на определение ориентировочной стоимости строительства судна. — прим. ред.)?

- Мы этого ждали много лет. По моему мнению, с этим законопроектом второй этап инвестквот будет более справедливым в вопросе ценообразования по отношению к судостроительным предприятиям. Вероятно, появится проект рыбопромыслового судна, он пройдет экспертизу, будет установлена его реальная цена. При этом заказчики не смогут требовать от судостроителей снижения стоимости контракта, апеллируя к стоимости подобных проектов в Турции или других странах, потому что цена будет установлена и подтверждена государственной экспертизой. Рентабельность рыболовного бизнеса исчисляется десятками и сотнями процентов, сейчас она немного сократится, но все равно будет несопоставима с той рентабельностью, которая есть у верфей, — она в лучшем случае не превышает 5%.

Многие проекты рыбопромысловых судов сейчас столкнулись с проблемой невозможности замены двигателей отечественными аналогами. Будет ли эта проблема, по вашему мнению, решена на втором этапе инвестквот?

- Это трудности, которые встают перед отраслью. Единственный реальный производитель двигателей сейчас — Коломенский завод.

СФ "Алмаз". фото Google maps
СФ "Алмаз". фото Google maps

С какого года он может поставлять двигатели для рыбопромысловых судов?

- Один завод на всех. Я думаю, что раньше конца 2020-х годов для рыбопромышленников завод вряд ли сможет что-то начать поставлять.

Какой перспективный портфель заказов верфи по линии ГОЗ?

Я рассчитываю, что еще до семи судов в ближайшие полтора года ВСЗ и госзаказчик законтрактуют. Кроме этого, у меня в постройке еще два научно-исследовательских судна для Российской академии наук (РАН), которые запланированы к сдаче во второй половине 2020-х годов, то есть загрузка верфи обеспечена до 2030 года как минимум. За последний год штат ВСЗ вырос почти на 500 человек. Сейчас на верфи работает 2800 человек. К концу 2023 года в планах завода трудоустроить еще около 400–500 человек.