Сегодня на ПАО «Выборгский судостроительный завод» (входит в ОСК) спустили на воду патрульный ледокол, заказанный по линии гособоронзаказа. Это первое подобное судно в преимущественно гражданском портфеле верфи. О том, как завод готовится стать базовой верфью ГОЗ и каким образом будут распределены заказы в дальнейшем, в интервью «ПортНьюс» рассказал генеральный директор завода Александр Соловьев.
Будет ли расширена серия патрульных ледоколов проекта 23550 на ВСЗ?
- Ранее Пограничная служба ФСБ уже публично заявляла, что еще один корабль этой серии необходим для Северо-Западного бассейна. Мы рассчитываем на этот заказ и на другие тоже.
В последние годы финансовый результат ВСЗ убыточный, с какого года вы ожидаете получать чистую прибыль?
- Сдача корабля намечена на 2024 год, тогда произойдет перевод цены из ориентировочной в фиксированную, это повлияет на финансовые показатели. Динамика гособоронзаказа пока позволяет говорить о безубыточности этих проектов. В данный момент материальное положение верфи зависит от гражданского портфеля заказов, в первую очередь, от рыбопромысловых судов по программе «квоты под киль». Кроме этого, рассчитываем на докапитализацию судостроительных предприятий.
В каком размере требуется докапитализировать ВСЗ по первому этапу программы «квоты под киль»?
- Дефицит оценивается в 7,5 млрд рублей. Для того чтобы достроить суда, нужно не только оборудование, которое у ВСЗ было закуплено заранее, до введения санкций и ограничений со стороны иностранных поставщиков, еще деньги нужны. Будут деньги, будут достраиваться.
Кроме рыбопромысловых судов у вас в портфеле ледокол для ФГУП «Росморпорт». На какой срок заказчик сдвигает его сдачу?
- Его сдача запланирована на осень 2028 года. Вероятно, его строительство (стоимость на момент заключения контракта составляла 10,5 млрд руб. — Прим. ред.) также потребует дофинансирования, пока оно оценивается в размере 8–10 млрд рублей.
Вы говорите, что сдача судов будет гарантирована при выделении дополнительного финансирования. Какие сроки сейчас вы прогнозируете по сдаче траулеров (заказчики: группа «ФОР», АО «Архангельский траловый флот», ООО «Норд Пилигрим» — прим. ред.)?
Шесть траулеров сейчас в строительстве, два ВСЗ уже сдал. Еще два судна мы планируем сдать зимой 2022–2023 года. Один из траулеров выходит на ходовые испытания в октябре, а второй — в декабре. Остальные четыре судна будут достраиваться в соответствии с фактическим финансированием. Предварительно, они планировались к сдаче в 2024 году.
Будет ли верфь участвовать во втором этапе программы «квоты под киль»? Ранее глава Росрыболовства Илья Шестаков заявлял, что контрактация может начаться в 2023 году, а строительство — в 2025 году.
- Производственная программа ВСЗ достаточно плотно забита. На данный момент, мы не рассматриваем участие во втором этапе инвестквот. Те контракты, которые будут заключаться в рамках второго этапа квот, будут минимум в полтора-два раза дороже того, что было на первом этапе. Это сопоставимо с ценой строительства корабля.
Какие заказы гарантируют загрузку завода после 2024 года?
- В ближайшей перспективе Выборгский судостроительный завод станет базовым заводом по линии гособоронзаказа.
Какие преимущества для верфей в принятии изменений в закон о промышленной политике (Совет Федерации одобрил изменения, законопроект закрепляет за Минпромторгом право на определение ориентировочной стоимости строительства судна. — прим. ред.)?
- Мы этого ждали много лет. По моему мнению, с этим законопроектом второй этап инвестквот будет более справедливым в вопросе ценообразования по отношению к судостроительным предприятиям. Вероятно, появится проект рыбопромыслового судна, он пройдет экспертизу, будет установлена его реальная цена. При этом заказчики не смогут требовать от судостроителей снижения стоимости контракта, апеллируя к стоимости подобных проектов в Турции или других странах, потому что цена будет установлена и подтверждена государственной экспертизой. Рентабельность рыболовного бизнеса исчисляется десятками и сотнями процентов, сейчас она немного сократится, но все равно будет несопоставима с той рентабельностью, которая есть у верфей, — она в лучшем случае не превышает 5%.
Многие проекты рыбопромысловых судов сейчас столкнулись с проблемой невозможности замены двигателей отечественными аналогами. Будет ли эта проблема, по вашему мнению, решена на втором этапе инвестквот?
- Это трудности, которые встают перед отраслью. Единственный реальный производитель двигателей сейчас — Коломенский завод.
С какого года он может поставлять двигатели для рыбопромысловых судов?
- Один завод на всех. Я думаю, что раньше конца 2020-х годов для рыбопромышленников завод вряд ли сможет что-то начать поставлять.
Какой перспективный портфель заказов верфи по линии ГОЗ?
Я рассчитываю, что еще до семи судов в ближайшие полтора года ВСЗ и госзаказчик законтрактуют. Кроме этого, у меня в постройке еще два научно-исследовательских судна для Российской академии наук (РАН), которые запланированы к сдаче во второй половине 2020-х годов, то есть загрузка верфи обеспечена до 2030 года как минимум. За последний год штат ВСЗ вырос почти на 500 человек. Сейчас на верфи работает 2800 человек. К концу 2023 года в планах завода трудоустроить еще около 400–500 человек.