Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Дети примерно к 3- 5 годам уже усваивают основные грамматические стороны речи, т. е. изменение слова по падежам, числам, лицам. У них имеются понятия о временах года, частей суток, появляется способность составлять простые и сложные предложения, в том числе с применением союзов. Постепенно грамматическая сторона речи еще больше совершенствуется. Существует такое понятие как, аграмматизм – это неспособность построения или восприятия грамматических конструкций.
Аграмматизмы в детской речи – естественное явление. Они имеют свою динамику, причину возникновения и период исчезновения. Возникают они в результате сложноорганизованной работы развивающегося сознания по обобщению и анализу фактов воспринимаемой и собственной речи, активной поисковой деятельности, экспериментирования со словом и т.д.
Однако не всегда речь ребёнка развивается благополучно. Иногда ребёнок совершает частые и устойчивые грамматические ошибки, с большим трудом овладевает грамматическим строем языка, что сопровождается и другими недостатками в развитии речи ребёнка. В этом случае ставится такой диагноз как, общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и интеллекте.
Причины ОНР:
- различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития (инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови)
- различные неблагоприятные воздействия во время родов (родовая травма, асфиксия)
- различные неблагоприятные воздействия в первые годы жизни ребенка (заболевания центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребенка), которые могут повлечь за собой повреждения или недоразвитие мозга ребёнка.
Степени:
Легкая степень: нарушаются правила склонения по родам, числам, падежам; повторная речь без ошибок;
Средняя степень: предложения короткие, с нарушением синтаксических норм; повторная речь затруднена;
Тяжелая степень: предложения однословные; повторная речь практически невозможна.
ДИАГНОСТИКА. Выявление аграмматизмов и ОНР на письме и при устном высказывании осуществляется логопедом-дефектологом в ходе педагогического обследования. Для оценки состояния высших психических функций требуется консультация нейропсихолога. Коррекцией нарушений речи занимается логопед и нейропсихолог.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Запись на диагностику речи ребенка по телефону 8-916-055-92-04. Прием в Москве или в Одинцовском районе, с 5 лет веду прием онлайн.
#детский психолог #детский сад #мама в декрете #чем занять ребенка #поделка своими руками #поделка в детский сад
#детский психолог #детский садик #воспитание ребенка