Найти тему
Григорий И.

ГОВОРИТ "СКОРОХОД"!

Григорий Иоффе

Проработав после армии четыре года печатником в типографии, я, наконец, в 1972 году осуществил свою мечту: стал журналистом. Так, по крайней мере, мне казалось, когда я переступил порог маленькой комнаты, всю мебель в которой составляли три письменных стола. Но были еще аппаратная с профессиональными магнитофонами и огромная студия, покрытая толстенным ковром: по преданию - из запасников Эрмитажа.

Здесь, в редакции радио обувного объединения "Скороход", я проработал ровно год и, видимо, чему-то научился, потому что оказался вдруг в редакции ежедневной газеты "Скороходовский рабочий", куда кого попало не брали. За что редактор радио Коникова, мой первый учитель в профессии, обозвала меня змеиным выкормышем. Это был комплимент обоюдный: и себе, и мне.

В газете я проработал 10 лет, не забывая при этом и про свою журналистскую alma mater.

50-летие работы в объединении легендарного редактора радио Софьи Давыдовны Кониковой в октябре 1979 года отмечал весь "Скороход". На правах змеиного выкормыша отметился и я.

Юбилейная речь

Юбилейные речи — дело серьезное. Вот почему, начав готовить эту речь, мы в первую очередь обратились к великим образцам нашей классической литературы, ища у них помощи и поддержки. Каково же было наше удивление, когда, раскрыв первого же попавшегося классика, а за ним — второго, третьего и т.д., мы обнаружили, что тему полувекового юбилея Софьи Давыдовны Кониковой в стенах «Скорохода» наша литература разрабатывает уже не одно десятилетие.

Судите сами. Первым попавшимся под руку был, конечно же, не кто иной, как А.С. Пушкин. И вот что мы нашли у него:

Октябрь уж наступил — уж Павлов отряхает

Последние листы с нагих календарей,

Дохнул осенний хлад — и в студию вбегает

Редактор радио, на свой же юбилей.

Вокруг народ застыл. Коллеги поспешают,

Чтоб снова опоздать с газетою своей.

Полвека отдано на радиозабавы,

И нынче день — для почестей, для славы!

Восхищенные гениальной прозорливостью великого поэта, мы всей редакционной толпой бросились на юбилей. Но не тут-то было. На лестнице нам повстречался корреспондент редакции радио С. Павлов, переодетый М.Ю. Лермонтовым, и, обращаясь ко всем сразу и лично к Гр. Иоффе, спросил:

— Скажи-ка, Гриша, ведь недаром

Мы трудимся почти задаром

И говорим в трубу?

А были ж ставки не такие

В те времена — совсем плохие!

Но здесь Давыдовна София

Нашла свою судьбу!

Несколько опешив поначалу, Гр. Иоффе вскоре пришел в себя и, не теряя ни минуты, натянул на голову кивер, весь избитый, и ответил ехидному С. Павлову следующее:

— Да, были люди в наше время,

Не то что нынешнее племя:

Богатыри не вы!

Нам трудная досталась доля:

Но многие вернулись с поля…

Но здесь окрепла наша воля —

Мужайтесь же и вы!

Пушкин, Лермонтов… Неужели совпадение? А может быть… И мы срочно достали из подмышек томики Н.А. Некрасова и хором прочитали на первой же странице:

Однажды в осеннюю хмурую пору

Я голос услышал: пробрало до слез!

И сразу умолкли в цехах разговоры —

То «Клещи» запели, шутя и всерьез.

И голосом важным, в спокойствии чинном

Клещина с клещиной ведут разговор,

Что некий Петров в полушубке овчинном

Опять прогулял, и как пойман был вор:

—Здорово, парнище! — Ступай себе мимо!

— Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда сапожки?? — Из цеху, вестимо,

Напарник ворует, а я проношу.

— Так вот оно что! А как звать тебя? — Власом.

— Сидеть приходилось? — Пока миновал…

— Теперь посидишь! — клещи молвили басом.

И вор посрамленный в нарсуд зашагал.

Ну нет, думаем, дудки, господа поэты! С вами кашу не сваришь. Поищем-ка мы умную цитатку у прозаиков. И достаем из портфеля азбуку Льва Николаевича Толстого. Читаем.

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята на радио. А Филипка мастер не пустил: «Ты еще норму не выполнил, не ходи». Стало Филипку скучно одному, мастер в контору ушел, он и был таков.

Прибежал он к редакции. На крыльце никого нет, а в редакции, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: «Что, как редактор меня прогонит?» Шла мимо редакции строчильщица заднего наружного ремня и говорит:

— Все в микрофон говорят, а ты что тут стоишь?

И пошел Филипок в редакцию. Редакция была полна ребят. Все кричали в микрофон своё, а редактор ходил посередине.

— Ты что? — закричал он на Филипка.

Филипок молчал.

— Или ты немой?

Филипок так напугался, что говорить не мог. Редактор погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот затяжчик.

— Это Филипок, из 13-го цеха, он давно просится в редакцию, да мастер не пускает, и он украдкой пришел в редакцию.

Редактор стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже знал и немножко в микрофон читать умел.

— Молодец, — сказал редактор. — Кто ж тебя учил в микрофон читать?

Филипок осмелился и сказал:

— Костюшка, наш культорг. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий в микрофон говорить!

Редактор засмеялся и сказал:

— Ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в редакцию.

Ну вот, и Толстой туда же, обиделись мы. Ну просто слова сказать не дают. Про все уже до нас написали. А раз так, думаем, то пускай Софью Давыдовну за нас Маяковский поздравляет. Взяли мы его книжку и переписали оттуда свое поздравление:

Быть поэтом хорошо,

А журналистом лучше.

Я б на радио пошел,

Пусть меня научат.

В цехах с утра и гам и звон,

А ты включил магнитофон.

Народу — уйма целая,

человек двести,

Чего один не скажет,

скажут все вместе.

Записал на пленку

голос ребенка,

расколол слегка

передовика.

И на весь фабричный мир

передал их речь в эфир.

Мик-ро-фон вклю-чен,

Мне все нипочем!

Го-во-рю в тру-бу:

— Тара-ра, бубу-бу!

Сил не жалей — придет юбилей!

25, 50 отмечаю подряд.

На пульсе рука

тверда пока.

И звенит в цехах

голос ученика.

Да,

журналистом хорошо,

А юбиляром — лучше.

Я сюда не зря пришел:

Здесь меня научат!

30.10.1979

Из книги "Дети Эзопа, или Легенда о самостийной каменюке"