Еще одна картина, которую я размещаю всего лишь как предисловие к основной теме. Да-да, к главным работам своего проекта я еще даже и не приступала. Картина на тему русской старины, но от очень даже современного художника, т.к. написана она в 2003-м году. Предыдущая картина тоже от этого автора. Критики вполне довольны мастерством Бориса Ольшанского в данной картине – и к технике его письма, и к композиции (размещению людей и предметов на полотне), и к цветовой гамме. Вот только к исторической правде эта картина не имеет никакого отношения.
Во-первых, сам Алеша Попович. Усатый, но безбородый молодой человек в Древней Руси – нонсенс. Он мог быть совсем без растительности на лице в силу возраста. Но, поскольку, усы отрастил шикарные, то и борода должна была быть.
Вы помните про то, как Петр Первый боролся с бородами? И штрафовал, и сам отрезал. А мужики изо всех сил сопротивлялись. Почему? Тут дело не только в моде и традиции. Конечно, можно отделаться фразами «исстари повелось», «отцы так делали и нам положено», - впрочем, этими фразами люди пользовались по любому поводу. Но борода – это ж такая мелочь, подумаешь. А вот и нет. Отмечая то, что волосы так быстро растут, человек считал, что в них сконцентрирована очень большая жизненная сила. И, поэтому, состригать волосы – это лишать себя этой жизненной силы или, по крайней мере, снижать её. А кто этого захочет, когда и так жизнь тяжела? И серьезность этого момента для русских людей подтверждается в том, что Петр Первый с бородами так и не справился. Откройте портрет любого известного деятеля в том же 19-м веке, когда уже вовсю работала фотография – большинство бородачи. Достоевский, Тургенев, Чехов (хоть и с небольшой, модной бородкой), Толстой, Менделеев, Сеченов, Мечников, Пирогов, Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков… Окончательно растительность на мужском лице смогли победить только…войны. Первую моду на безбородые лица (именно моду, а не из-под палки) ввел ненадолго Александр Первый. Сам он был вынужден бриться, т.к. был плешив и борода у него была, так скажем, не царской. Но нужно помнить, что на его правление пришлась Отечественная война с Наполеоном, где уже вовсю использовалась артиллерия. И при близком взрыве, даже если убережешься от осколков, то получить ожог лица от вспыхнувшей бороды можно было запросто. Но окончательный приговор бородам принесла Первая мировая война. Именно тогда мужчины начали брить все, что можно – невозможно было одеть плотно противогаз, да и вши в окопах делали свое дело. Последующая затем революция, гражданская война и огромная смертность от тифа довершили дело – мода на бороды на долгие годы прошла.
Но и до сих пор существуют отголоски той древней веры в то, что в волосах заключена огромная жизненная сила, которую нельзя растрачивать в особые периоды жизни. Всем женщинам в период беременности обязательно кто-нибудь да скажет, что пока не родишь ребенка – волосы стричь нельзя. Кто-то верит в эту примету, кто-то нет, но наверняка слышали её все. А смысл этой приметы в том, что впереди роды, сил понадобится много, поэтому и не нужно их самой себе уменьшать, состригая волосы. Сразу скажу, примета не работает, – я всю беременность стриглась, а роды у меня были самыми легкими из всех (это я сравниваю по рассказам других женщин)))))))))
Еще одна категоричная неправда на этой картине – упряжь лошади. Вы только посмотрите – какова красота! Вот только эта красота была совсем «не по масти» Алеше Поповичу, хоть он и был младшим из богатырской троицы. Богатырь-то, может быть и знаменитый, вот только по происхождению – всего лишь сын попа Леонтия Ростовского. И даже место его рождения известно – деревня в Ярославской области. В древней Руси внешний вид человека был строго регламентирован. Это как, если бы сейчас младший лейтенант прицепил себе на форму генеральские погоны. Сделать-то, конечно, он может, вот только все окружающие будут смотреть на него, как на придурка, а другие офицеры могут и морду набить))))) И сбруя коня это как погоны. Твой конь – это ты сам.
Конечно, если почитать про личность Алеши Поповича – про то, что знаменитым богатырем он стал вовсе не из-за своей богатырской силы, а из-за хитрости, смекалки, какой-то особой безбашенности, то можно допустить, что такой человек чихать хотел на все сословные условности. Как говорится, понты дороже денег. Но вот только такая сбруя на лошади действительно стоила огромных денег и чаще всего она доставалась воинским людям, как трофей. Но, повторюсь, сословные различия были непререкаемыми, и, даже в честном бою добыв такое богатство, мужчина просто продал бы его тому, кто на такое украшение на лошади имел право.
Вот в чем художник правдив, так это в образе Елены и тех кумушек на лавочке у ворот. Я специально посмотрела – Борис Ольшанский родом из Тамбовской деревни. Посмотрите на ведра, которые несет Елена. Они деревянные!!! Чтобы любая деревянная тара (хоть ведра, хоть бочки) не пропускала воду, её надолго в эту самую воду замачивали. Дерево набирало в себя воду, разбухало и только тогда не пропускало налитую в него воду. Только представьте себе ВЕС таких ведер, даже пустых! А наполненных водой?.. Я, как деревенский житель, торжественно заявляю, что считаю коромысло гениальнейшим изобретением человечества))))) Просто взятые в руки полные ведра и ведра на коромысле – это два совершенно разных веса, две разных тяжести. Вот только одна особенность. Чтобы коромысло действительно уменьшило вес тяжести ведер, спина должна быть идеально прямой. Стоит хоть чуть-чуть ссутулиться и тебя эти ведра потянут к земле. А еще, чтобы ведра на коромысле не раскачивались и не расплескивали воду, походка должна быть особенной – плавной и равномерной. Я вас уверяю, с коромыслом на плечах можно даже бегать, вот только бег должен быть очень плавным, выверенным, без рывков. В общем, походке «выступает словно пава» коромысло с ведрами очень даже способствует))))))
А теперь сплетницы на лавочке… Никогда не забуду, как приезжая в отцовскую деревню, и идя от автобусной остановки до дома деда, я раз десять была вынуждена остановиться, чтобы сначала ответить на вопрос «Девка, ты к кому приехала?» Именно так, «девка»!)))))) А затем следовал второй обязательный вопрос – «А ты чья?». И я была подготовлена, отвечала всегда одинаково: «Мишкина». Называть фамилию было бессмысленно, сразу бы последовал уточняющий вопрос, т.к. у отца было еще два брата. А вот то, что я именно Мишкина дочь, сразу удовлетворял. Затем следовал обязательный комментарий-комплимент. Бабки постарше обязательно говорили, что я «копия бабушка!» (которая умерла за два года до моего рождения). Тетки помоложе обязательно говорили, что я «копия Маруська!» (тетя Маша – родная сестра отца). И тот, и другой комментарии мне были очень приятны, т.к. и бабушка и тетя Маша были очень красивыми женщинами. И я, обласканная такими словами, могла следовать дальше, до следующей лавочки или завалинки. Но и спиной чувствовала направленные на меня взгляды и красными ушами понимала, что в спину мне сплетничают и обсуждают.
Про скорость распространения деревенских сплетен приведу такой пример. Отцовская «родовая» деревня находится в 30км от села, в котором я родилась и выросла. Самый первый кавалер у меня появился именно в этой деревне, а не дома. И вот представьте, телефонов ни у кого нет, дороги асфальтированной тогда еще не было и после дождя всегда была жуткая грязища, по которой мог проехать только трактор. Личного транспорта ни у кого не было. Вечером накануне меня кавалер провожает до дома деда (после кино, в темноте и по грязи), а утром рано мой разъярённый отец приезжает и громким ором выражает претензии своей сестре, моей тетке. Как он так быстро узнал и как так быстро смог добраться по распутице – для меня до сих пор загадка. Но зато на всю жизнь запомнила содержание ссоры родных брата и сестры. Папка орал на тетю Шуру «Свою проституткой вырастишь, и мою хочешь проституткой сделать???» (У тети Шуры тоже была дочь, моя ровесница. К ней, собственно, я и ездила при любой возможности). А тетя Шура, достойная сестра своего младшего брата, так же громко орала ему в ответ: "Если голова на плечах есть, ничего не будет. А если башки нет, хоть в сундук запирай – все равно в подоле принесет!!!...» Мне очень хотелось показать и тете Шуре и папке, что голова у меня есть и, поэтому я была очень осторожна с выбором кавалеров и своим поведением с ними))))))))В итоге, выбирала до 25 лет, что по деревенским меркам было офигеть как поздно и мой строгий папа уже сам говорил мне: «хоть бы ты в подоле принесла, что ли….» и, утешая сам себя, добавлял: «А что, крапивников даже больше любят, их ни с кем делить не надо…» Знаете, кто такие «крапивники»? Если детей, рожденных в браке, находили, якобы, в капусте, то детей, рожденных не в браке – в крапиве… Как бы то ни было, я своего сына нашла все-таки в капусте, а не в крапиве)))))))))
А теперь, главное. Почему я все-таки решила вставить картину Бориса Ольшанского в свой проект? Как подтверждение того, что даже в самой неправдивой истории всегда можно найти истину. Причем, эта истина абсолютно вне истории, она на любые времена, на любые обстоятельства…
И именно поэтому Борис Ольшанский – гениальный художник! Гениальный, хоть и изобразил неправдивый сюжет. Неправдивый только на первый взгляд. Смотря, что рассматривать, на что смотреть. Он гениальный еще и потому, что – мужчина!!! Мужчина, который смог так красиво изобразить всю особенность девчоночьих грез и мечт.
Вне времени, вне эпох каждая девочка мечтает о прекрасном прЫнце, который увидит, восхитится, влюбится, усадит в седло и увезет в прекрасные дали… Обязательно, чтобы подружки в этот момент всё видели и жутко завидовали, потому что у них, ни у кого, такого прЫнца и рядом нет. Посмотрите – в картине в ближайшем пространстве нет ни одного мужчины. И не важно, что деревенская околица на самом деле – ночной клуб, а вместо красивой лошади (которая пофиг, что не по чину прЫнцу – мечты ж) - какой-нибудь шикарный автомобиль. Пофиг!!! Все равно увидит, влюбится, и увезет в какие-нибудь прекрасные дали. И подружки будут жутко завидовать. И вне времени, вне эпохи и развития цивилизации, эти девичьи мечты никогда не идут дальше: а что будет там, куда он увезет? А насколько прекрасным, на самом деле, этот прЫнц окажется? Ведь все исследователи личности Алеши Поповича утверждают, что он был хромым, а Елену, которую мы здесь на картине видим, он обесчестил и бросил. Юным девочкам никогда не придет в голову, что прекрасный прЫнц на самом деле может оказаться алкашом или наркоманом, что он может храпеть или пердеть во сне. Что он может быть обозленным закомплексованным уродом, который будет всю жизнь вымещать свою злобу на всех и вся только кулаками и только на своей жене, потому что больше ни кому ничего он доказать не в силах… Ни на какое критическое восприятие прЫнцев юные девочки просто не способны. Главное только чтоб увидел, восхитился, влюбился, красиво усадил в седло и увез в какие-то там прекрасные дали.... А вот за тем, чтобы из этих мечт не случилось беды, следят родители. Они-то знают - куда могут завести эти прекрасные дали. Вот поэтому мой папа и прилетел тогда с утра пораньше. Вот поэтому он и был так разъярен. Вот поэтому он так орал на свою сестру. Он просто очень-очень боялся за своего ребенка. Ребенку было 14 лет и мечт о прЫнцах в голове было уже до фига….))))))
Остальные статьи этого цикла можно прочесть, пройдя по ссылкам
01. Глава первая, где о свадьбе еще ни слова… О проекте и с чего все началось…
02. Глава вторая, где до свадьбы дело еще не дошло… Павел Федотов – «Сватовство майора»
03. Глава третья, пока без живописи, но уже про свадьбу
04. «Два лада»
05. Это вам не «лёли-лёли…», это ЛЕЛЬ!
06. "Берегиня".
07. О вечных грёзах бестолковых девчонок...
08. Других посмотреть и себя показать…
09. Сваха правды не скажет…
10. Приданое к проданной...
11. Приданое, которое руками не потрогать…
12. Наконец-то о том самом приданом.
13. Ответ и предисловие для критиков.
14. Сватовство и контрдиверсионная деятельность...
15. «Хоть горшком назови, только в печь не сажай»
16. Девичник как подготовка к Смерти и Возрождению.
17. Утро невесты или продолжение предыдущей статьи
18. Маршрут свадебного поезда.
19. Про тещу и свекровь и, вообще, чей праздник?
20. Да когда уже честным пирком, да за свадебку? Ну, сколько можно???
21. Всё еще не до пира…
22. Танцуем от печки…
23. С чего посуда бьётся на счастье?
24. Первый раз никому не нравится…
25. Поднятие молодых или опять про "стыдное"...