Найти тему
Культурный Петербург

В ЛАБИРИНТАХ СЮЗАННЫ

Кларк С. Пиранези: роман / Сюзанна Кларк; перю с англ. Е. Доброхотовой-Майковой. – СПб.; Азббука, Азбука-Аттикус, 2021. – 352 с.
Кларк С. Пиранези: роман / Сюзанна Кларк; перю с англ. Е. Доброхотовой-Майковой. – СПб.; Азббука, Азбука-Аттикус, 2021. – 352 с.

Признаюсь, не без волнения, я сначала купил эту изящно оформленную книгу, а затем – некоторое время спустя – приступил к ее чтению. Все-таки репутация автора предыдущего мирового бестселлера под названием «Джоанатан Стрендж и мистер Норрелл» оказывала вполне определенное давление на мое читательское сознание. Шутка ли, когда было продано во всем мире четыре миллиона экземпляров данного сочинения Сюзанны Кларк. А вот нынешнего «Пиранези» поклонникам удачливой британки пришлось ждать аж 16 лет. Впрочем, сама госпожа Кларк, как следует из ее биографии, никуда особенно не торопится. И, похоже, сочиняет свои тексты исключительно для личного интеллектуального удовольствия. Все-таки работа литературным редактором дает о себе знать. Ведь для собственного сочинения надо изобрести нечто такое, что удивит весь читающий мир. Вот она и сочинила историю о некоем персонаже, которому и присвоила имя Пиранези. Это – фамилия известного итальянского архитектора и художника, который не имеет к сюжету романа никакого отношения. А прозвище герой его получил именно потому, что существует в некой системе лабиринтов, занимающей гигантское пространство.

Поначалу ты просто теряешься в догадках относительного того, о чем идет речь в читаемой книге. Тем более, что автор в тексте не щадит наш интеллект, начертав большинство понятий и слов с заглавных букв. А уж о топографии залов и присутствующих в них статуй и говорить не приходится. Поэтому и требуется определенное усилие, чтобы пробится сквозь все эти награмождения архитектурных излишеств.

Время от времени персонаж по имени Пиранези встречается в лабиринтах с неким иным персонажем, коего именует «Другим». Эти свидания и дают старт некой детективной интриге, позволяющей поддерживать читательский интерес. Но Сюзанна Кларк отнюдь не Агата Кристи. Она, скорее, последовательница Хорхе Луиса Борхеса и Клайва Льюиса и трудится на ниве псевдофантастики. Или, как ее именуют нынче британские критики и литературоведы, «спекулятивной фантастики». Суть ее состоит в том, что подобные сочинения выстраиваются в формате сюжетной «обманки». Ты начинаешь читать книгу, настраиваясь на нечто необычное, фантазийное, а по ходу чтения выясняется: что в финале ты узнаешь вполне прозаические факты и прагматические объяснения всех описанных ранее чудес и странностей. Недаром герой, от лица которого и написан текст, бросает многозначиительную фразу: ««Может, люди, которых ты любишь и которыми бесконечно восхищаешься, иногда показывают тебе Мир таким, каким ты его видеть не хочешь».

Читать роман «Пиранези» интересно, местами даже любопытно. Особенно во второй его половине, когда начинает прорисоваться РЕАЛЬНАЯ история главного героя, у которого оказывается наличествуют вполне конкретное имя и фамилия. Но весь фокус данного текста, как и любого текста, связанного с разгадками фабульных загадок, заключается в необратимости интереса читателей. Как в мясорубке, фарш нельзя провернуть назад, потому что такова конструкция данного кухонного агрегата. Так и в детективе настроение восхищения и удивления от разгадки тайны приходит при чтении литературы подобного жанра только один раз - при первом знакомстве. Я бы, например, никогда не стал перечитывать детективный шедевр – будь то сочинения сэра Артура Конан-Дойля или месье Жоржа Сименона. Но с удовольствием прочел бы их неизвестные мне ранее тексты. Хотя, с другой стороны, мы же смотрим новые экранные версии классических детективов? Однако это уже рассуждения по другому поводу.

А сегодня мы можем порадовать поклонников жанра фэнтези. «Пиранези» Сюзанны Кларк им несомненно принесет новые впечатления при одном условии: не стоит пытаться сразу разгадывать тайны лабиринтов британской писательницы. Она растянула специально для нас сие удовольствие на триста с лишним страниц, что в значительной степени облегчает читательскую задачу. Если вы хотите сами отвлечься от непростой реальности и погрузится в реальность вымышленную.

Сергей Ильченко

#рецензиянакнигу #обзорнакнигу