22 сентября состоялся V Международный педагогический форум EdEXPO-2022 «Образование с позиций будущего», на котором выступала Людмила Аполлоновна Ясюкова – профессиональный психолог, автор известной технологии диагностики интеллектуальных способностей и личностных особенностей детей и взрослых.
Рассказывая о своей научной и практической работе, Людмила Аполлоновна всегда подчёркивает важность тестирования как диагностического инструмента. Тестирование – это оценка, обратная связь, оно позволяет проводить анализ результатов любой деятельности, в том числе и образовательной, и делать выводы об её эффективности.
Выступление Людмилы Аполлоновны на форуме EdEXPO как раз и было посвящено анализу данных её многолетних исследований с использованием тестирования: изучались взаимосвязи между результатами диагностики мышления детей и образовательными программами, по которым обучались эти дети.
Многолетние исследования? Да! Людмила Аполлоновна занимается психологическим тестированием с конца 80-хх годов, сама разрабатывает тесты и дорабатывает существующие диагностические методики, с 80-хх гг. и по сей день проводит психологическую диагностику детей, подростков и взрослых. За эти годы было собрано поистине огромное количество данных, анализируя которые, можно делать выводы о том, как именно учебные программы и методы обучения связаны с интеллектуальным, личностным, эмоциональным развитием детей, и о том, какое воздействие реформы в российском образовании оказали и оказывают на процессы формирования мышления учащихся.
Свой доклад Людмила Аполлоновна начала с того, какими должны быть цели школьного образования, и как ошибочно стали пониматься эти цели после образовательной реформы.
Если вы спросите детей, зачем они ходят в школу, то услышите ответ: «Чтобы много знать». Но спроси́те у взрослых, много ли они помнят из школьного курса физики или химии. Большинство в ответ рассмеются и признаются, что не помнят почти ничего. Так зачем нужно ходить в школу?
Ответ на этот вопрос был дан еще сто лет назад выдающимся психологом Л.С. Выготским. Он доказал, что школьное обучение – это, в первую очередь, инструмент для развития мышления, и дети должны ходить в школу не для того, чтобы запомнить, как можно больше фактов, а для того, чтобы научиться думать.
Согласно Л.С. Выготскому, обучение должно быть построено так, чтобы у детей формировалось научное понятийное мышление – мышление, позволяющее не только изучать науки в школе или вузе, но и в принципе работать с любой информацией: улавливать суть в устном сообщении или тексте; логически рассуждать, выделять причинно-следственные связи и на их основе строить прогноз развития ситуации; систематизировать и обобщать данные.
В рамках академической парадигмы советской школы целью обучения и было формирование понятийного мышления. Дети тогда занимались по учебникам, материал которых был выстроен в соответствии с логикой изучаемой науки, из одной темы закономерно вытекала другая. На уроках нужно было не только запоминать факты, но и анализировать взаимосвязи между ними, обобщать и систематизировать информацию. Такой подход способствовал развитию мышления детей и позволял им выстраивать системное представление о мире.
В результате реформ 90-х гг. академическая парадигма сменилась информационной: детям стараются дать как можно больше сведений об окружающем мире, зачастую в картинках – для лучшего запоминания. Однако сведения эти бессистемны и отрывочны, и потому их изучение не развивает мышление ребёнка, они не выстраиваются в целостную картину и быстро забываются.
Природоведение, на котором уже с 1 класса материал был выстроен в сквозной логике – сообразно сезонным изменениям в природе и жизни человека, сменилось окружающим миром, учебники по которому – хаотичный набор никак между собой не связанных, разноплановых (а зачастую ещё и ошибочных!) фактов с множеством картинок. Появились история и биология в картинках, изменились программы по физике, химии, географии...
Некоторые спросят: а так ли это страшно? Неужели знакомства с фактами недостаточно? Неужели думать дети учатся только в школе? Вроде бы, существуют и возрастные законы развития мышления, описанные ещё Ж. Пиаже? Может, мышление просто созревает к определённому возрасту само?
К сожалению, нет. Ещё Л.С. Выготский доказал, что понятийное мышление развивается у детей только тогда, когда они изучают науки. Он провёл эксперимент: в 1-4 классах ввёл преподавание обществоведения и показал, как обучение научным понятиям перестраивает образное, нелогичное мышление детей по понятийному принципу. Л.С. Выготский писал, что нельзя строить начальное образование с упором на образность (много картинок) и память, потому что тогда за 4 года у детей закрепляется примитивное дошкольное мышление, и в средней школе они не понимают науки, потому что привыкли «мыслить картинками» и не воспринимают логику.
Любая наука построена по понятийному принципу: в основе лежат аксиомы, и в зависимости от действующих в конкретной предметной области закономерностей вырастает пирамида понятий науки. Когда ребёнок изучает науку химию, физику, историю, географию, то у него усваивается принцип организации научных знаний и формируется понятийное мышление. Если не изучать науки, то понятийное мышление и не сформируется. Выготский еще сто лет назад писал, что менее 20% взрослых людей с высшим образованием обладают развитым понятийным мышлением. Сейчас процент людей с понятийным мышлением тоже невысок и снижается из-за новой парадигмы образования, когда преподавание наук сменилось знакомством с фактами.
С конца 80-хх годов прошлого века лично Людмилой Аполлоновной и под её руководством проводятся массовые комплексные психологические обследования школьников, студентов и взрослых. Для диагностики особенностей мышления в этих обследованиях используется тест структуры интеллекта Амтхауэра, позволяющий оценить сформированность, как понятийного мышления, так и ряда других интеллектуальных операций: абстрактного, пространственного, образного мышления, памяти, практического интеллекта. Проанализировав накопленные за последние 30 лет диагностические данные, Людмила Аполлоновна делает следующие выводы.
Смена образовательной парадигмы с академической на информационную привела к тому, что всё меньшее число выпускников школ обладает развитым понятийным мышлением. Статистически достоверное снижение уровня сформированности операций понятийного мышления выпускников общеобразовательных школ отмечается уже с начала 2000-х годов, а в гимназиях и лицеях – с 2013 года. А ведь именно хорошее понятийное мышление – необходимое условие не только для развития профессиональных способностей и успешного изучения наук в школе и вузе, но и для правильного понимания людей и для адаптации в разных жизненных ситуациях.
Для нового типа интеллекта молодежи характерны поверхностность мышления, отсутствие способности к качественному анализу и поиску объективных закономерностей развития событий или изменений в той или иной сфере, абсолютизация методов математического анализа, ошибки при принятии решений из-за непонимания причинно-следственных связей, неспособность к перспективному планированию и прогностической деятельности в целом. При этом молодые люди не осознают неполноценности своего мышления, не понимают, почему их прогнозы не сбываются, и не могут учиться на своих ошибках.