Почему русскоязычные граждане Латвии не могут участвовать в политической жизни страны, и почему они не имеют возможности подключиться к публичной среде?
В Латвии по заказу Госканцелярии провели исследование, чтобы выяснить привычки русскоязычных граждан, связанные с потреблением информации.
По сообщениям латвийских СМИ, после 24 февраля произошли существенные изменения для национальных меньшинств. Например, Сейм принял решение о полном переводе образовательного процесса на государственный язык, был снесен памятник Освободителям в парке Победы. Также на выборах в парламент прошла партия "Стабильность!", но не прошла русскоязычная партия "Согласие". В дополнение к этому, Латвия объявила Российскую Федерацию террористическим государством.
Русскоязычные граждане Латвии чувствуют себя изолированными от политики, они не могут участвовать в работе в публичной среде на уровне масс-медиа. Об этом заявил профессор Рижского университета им. П. Страдиня Сергей Крук.
По его словам, для у русскоязычных жителей отсутствует возможность показать свое мнение публично, бороться за формирование общественного мнения, попасть в "политическую повестку дня". Напротив, такая возможность была, например, возле уже снесенного памятника Освободителям в Пардаугаве, где можно было обсудить какие-либо темы. Кроме того, не поможет и оппозиция в парламенте: к ней никто никогда не прислушивался.
"Настроения такие, что за "Согласие уже не голосуют: политика не нужна, потому что там никаких дискуссий не происходит, там только "красные лини" рисуют, у нас нет возможности высказать свое мнение, плюрализм мнений здесь не принимается. Государство исключительно монистично", – отметил Крук.
Он напомнил, что нельзя игнорировать чужое мнение, так как это приведет к неутешительным последствиям. "Ну, и нет таких инструментов обратной связи, о чем мы писали в своем исследовании, которое опубликовано в виде большой книги в мае-июне. Люди, которые принимают решения – они ничего не знают о том, чем живет их народонаселение", – рассказал он.
Крук также обратил внимание на то, что латыши привыкли думать о том, что русские живут в своем, символическом мире, в котором есть памятник, русская литература. И поэтому у русских должно как-то поменяться сознание, они должны якобы начать по-другому работать.
По его мнению, исследование Госканцелярии говорить лишь о том, что русские живут только в СМИ, что это якобы единственная реальность, которую они воспринимают.
Слова Крука, по сути, подтверждает следующее высказывание: "Почему исследование было необходимо? В марте и апреле большинство российских проправительственных каналов было закрыто. Это был первичный интерес, а параллельно появились и другие вопросы при формулировке целей исследования – о памятнике в парке Победы, о 9 мая, а также о переходе образования на госязык". Об этом сказал глава департамента координации стратегических коммуникаций Госканцелярии Рихард Бамбалс.
Он также объяснил актуальность проведения исследования: "У нас всех в памяти ясно отпечатался кризис COVID-19, и очень сложно было во время него достучаться до русскоязычных: до пенсионеров, до людей, например, в Латгалии. Стало понятно, что мы не только не смогли вести коммуникацию с ними, а мы не смогли и понять, какие каналы они используют, где они находятся, о чем они думают, что их волнует… И очень важно было понять: если и у нас произойдет какой-то кризис после 24 февраля – то по каким каналам можно информировать этих людей? Это было первичной необходимостью".