Лётчики толпились у стола комэска, - с энтузиазмом изучали плановую таблицу полётов. Зимой в Угольных Копях летали редко, - одну две лётных смены в месяц. Вот и сейчас, середина января и намечается вторая смена за месяц. Начало днём, а дальше с переходом на ночь, ведь светлого времени в сутках в это время на Чукотке всего часа четыре. В светлое время можно только провести разведку погоды и выполнить один дневной разлёт.
Сергей увидел у себя один полёт по маршруту. Запланирован был полёт по большому маршруту на высоте восемь тысяч метров на боевом самолёте с его штатным лётчиком-оператором Володей. Боевым называли Як-28П в отличие от спарки Як-28У.
После полковой постановки задач на полёты Сергей пошёл готовиться к завтрашнему полёту. Стал внимательно изучать маршрут на рабочей двадцатикилометровой карте, где было несколько стандартных маршрутов.
Маршрут не зря назывался «большой», штилевая продолжительность его была один час десять минут и самый дальний поворотный пункт маршрута располагался на расстоянии 417 км от аэродрома. Исходным пунктом маршрута (ИПМ) была точка в сорока км от аэродрома при взлётном курсе 12 градусов, затем шёл первый участок маршрута протяжённостью 460 км от взлёта. Участок набора высоты продолжался в зависимости от заданной высоты маршрута. После отхода от ИПМ штилевой курс полёта 85 градусов, линия пути пересекает Золотой Хребет, но он не представляет собой никакой опасности с его горушками высотой 500, 600 метров. К этому времени высота уже будет более тысячи метров. Ну, а далее о высотах можно совсем не беспокоится. При максимальных высотах чукотских горушек ниже 2000 м при полёте на 8000 м об этом можно на маршруте и не задумываться.
На восьмой минуте линия пути пересекает береговую черту и продолжается над акваторией Анадырского залива, это уже Берингово море. Но в зимнее время, даже в отсутствии облачности море всё равно не видно, внизу будет однообразный снежный пейзаж. Да и отсутствие облачности в это время было большой редкостью. Скорее всего весь маршрут будет в сплошной облачности, судя по сегодняшней погоде, если только верхний край не будет ниже восьми тысяч, что тоже маловероятно. Что интересно, в этот момент линия пути пересекает сто восьмидесятый меридиан и дальше уже западное полушарие, уже не восточная долгота, а западная. А ещё сто восьмидесятый меридиан является границей перемены дат, но правда эта линия обходит восточнее территорию Советского Союза. К этому времени радиосвязь с КП прекращается, надо будет переходить на связь с Пунктом Наведения (ПН) Залив Креста, который находится примерно в сорока км слева от линии пути на берегу залива Креста. Штурман ПН может подсказать, насколько точно я иду по линии пути.
На двадцать второй минуте полёта будет снова пересечение береговой черты и выход на материковую часть. К этому времени связи с ПН Залив Креста уже точно не будет, а связь со следующим ПН Залив Лаврентия, который расположен на берегу залива Лаврентия в 140 км северо-восточнее первого поворотного пункта маршрута (ППМ-1) вероятнее всего ещё не будет. К этому времени и РСБН, скорее всего, тоже работать не будет, АРК ещё может работать. Вот по АРК и по допотопному «счислению пути», учитывая угол сноса из-за ветра, изменение путевой скорости и времени прохождения участка маршрута надо будет выйти на поворотный.
На тридцать первой минуте, это, конечно, по штилевому счислению, нужно выйти на поворотный пункт маршрута. Это, можно сказать, по чукотским меркам, приличной высоты гора Исходная в 1158 м. Выполнить поворотный влево на курс 340 градусов. Второй участок маршрута небольшой, - 126 км. Радиосвязь с ПН Залив Лаврентия должна появиться. Вот тут очень полезна будет подсказка штурмана ПН о моём месте на линии пути.
Второй поворотный (ППМ-2) это совсем небольшое озеро Иони на азимуте 72 градуса от нашего маяка и удалении 418 км. Прохождение второго поворотного так же я могу проконтролировать с помощью штурмана ПН Залива Лаврентия, радиосвязь с ним на поворотном должна быть, там удаление до ПН будет 120 км.
Второй поворотный (ППМ-2) выполняется так же влево на курс 242 градуса, азимут по РСБН должен быть 72 градуса, дальность 418 км, но РСБН вряд ли будет работать. От ППМ-2 до аэродрома останется пройти 428 км и 28 мин по штилевому расчёту. Примерно на десятой минуте полёта от поворотного должна будет появиться радиосвязь с ПН Залив Креста. Тоже можно рассчитывать на контроль пути. Ну, а на двадцатой минуте от поворотного можно уже рассчитывать и на радиосвязь с нашим КП.
Остаётся выход на аэродром и заход на посадку. Общее время полёта с заходом на посадку должно составить примерно 1 час 20 мин.
В принципе, подготовку к маршрутному полёту должен выполнить лётчик-оператор, который является одновременно и штурманом в экипаже. Тем более, что Володя, его штатный лётчик-оператор, как и многие лётчики-операторы в полку является выпускником отделения штурманов-операторов СВВАУЛШ. Но Сергей предпочитал сам внимательно изучить маршрут и подготовиться к полёту, чтобы чувствовать себя уверенно и не полагаться на кого-то. Оставалось ещё составить Инженерно-Штурманский Расчёт (ИШР), посчитать остатки топлива на поворотных. В принципе, полагается ещё составить план связи, но этот план достаточно прост и понятен на самой карте.
Полёты планируются на завтра, начало в 13 часов. Успеет слетать разведчик погоды по светлому времени и сделаем один дневной разлёт, дальше будут ночные полёты. Сергей надеялся, что полёты завтра состоятся, погода вроде устойчивая, хоть и сплошная облачность, но нижний край 2000 метров, ухудшения, вроде, не намечается. Техсостав проводит сегодня уже второй день предварительной подготовки. Такие уж здесь правила, - первый день только выкапывают самолёты из снега, выковыривают плотно набившийся снег из всех ниш и лючков самолёта. И только во второй день проводят собственно предварительную подготовку самолётов к полётам. Получается, что для успешного проведения лётной смены, надо иметь в запасе, как минимум, три дня без снега и пурги. Поскольку такое бывает не часто, полёты и проводятся всего пару раз в месяц в это время года.
- на фото: - полётная карта.
- фото автора.
19.10.2022 – Севастополь.
Продолжение: - https://dzen.ru/media/ggenn/6357d79c5cdf75404513996a