«Ведомости» составили топ необычных спектаклей театров Новосибирска, в которых режиссёры играют с формой.
«Коромысли». Полина Кардымон. Лаборатория современного искусства
Аудиальный перформанс Полины Кардымон — это трёхступенчатое погружение в пространство фольклорных текстов, человеческих рефлексий и архетипов, с которыми мы живём от рождения до смерти. Первые «Коромысли» помогают зрителю избавиться от стереотипов, возникающих при контакте с русской песнью и впускают народную культуру в сегодняшний день. «[сыра земля] Коромысли. Глава 2» — экзистенциальное проживание табуированной темы смерти через обрядовую песню. «Коромысли. Детство. Глава 3» — раскрытие темы детства через фольклорную песню, путешествие «в народ» с помощью толстовских традиций. 16+
«Наизнанку». Джемма Аветисян. «Старый дом»
Пьеса Карины Бесолти о практике домашнего насилия на Северном Кавказе была заявлена на Первой международной фабрике нарративного театра «Дисциплина». История, рассказанная на читке режиссёром Джеммой Аветисян, получила сценическое продолжение в метамодернистских декорациях художника-постановщика Александра Мохова и работе «наизнанку» всей команды. История Фаризы, приехавшей в родной темух, чтобы расследовать убийство своей сводной сестры, очень точно и прицельно бьёт под дых. 18+
«Ей». Наталья Пьянова. Лаборатория современного искусства
Авторы называют этот проект «сказкой для взрослых, рассказанной в технике storytelling» — он был создан на актёрском марафоне «Без дистанции» театра «Старый дом». Но на самом деле это сценический подвиг Натальи Пьяновой, достойный лучших примеров акционизма. В спектакле-сторителлинге «Ей», который был создан вместе с Ксенией Войтенко, актриса рассказала о том, что она пережила в детстве, когда мама второй раз вышла замуж. И опять — запредельная в своей жути история слишком узнаваема, слишком очевидна и слишком безысходна в этом липком ужасе. 18+
«Плотник». Ангелина Мигранова и Родион Сабиров. «Первый театр»
Пьесу «Плотник» написала Лидия Голованова — этот текст вошёл в шорт-лист «Любимовки-2021» и стал для режиссёров «местом тишины и спокойствия в мире энтропии и хаоса». Когда над пропастью во ржи нас уже некому ловить, очень полезно для психического здоровья принять участие в сценической випассане, где звуки падающих капель сливаются с ритмичным текстом, а смыслы неторопливо прорастают в голове. На самом деле в «Плотнике» всё очень просто: девушка рассказывает, как перестраивает на даче летний домик, доставшийся ей от деда, и фиксирует каждый свой шаг. 16+
«Великан Бобов». Полина Кардымон. «Глобус»
Не надо смущаться «возрастным ограничением» 6+ — этот спектакль живёт в пространстве, где нет возраста и времени. Даниил Хармс — это метавселенная, а Полина Кардымон — лучший проводник в этих путешествиях. Даня Ювачёв, он же Даниил Хармс, обожал псевдонимы. Среди его имен и Хармс, и Чармс, и Хормс, и даже Ххоермс. В спектакле он получает новый псевдоним, позаимствованный у одного из героев, — Великан Бобов. Бобов, взрослый человек и даже великан, живущий, однако, в квартире у бабушки, загорается идеей полететь на Луну. 6+
Наталия ДМИТРИЕВА