Эти планы осуществились уже в советское время, и Политехнический университет продолжает развиваться
15 октября исполнилось 120 лет со дня начала занятий в Санкт-Петербургском политехническом университете (СПбПУ) Петра Великого – крупнейшего в России высшего учебного заведения. Накануне этой даты корреспондент нашего сайта и выпускник Политеха Давид Генкин побеседовал с другим его выпускником, ныне профессором этого университета доктором философских наук, писателем Дмитрием Кузнецовым.
Дмитрий Иванович Кузнецов – автор одиннадцати книг, одна из них, которая выдержала уже несколько переизданий, называется «Перед взрывом» В этом произведении рассказывается о первых годах Санкт-Петербургского политехнического института, о событиях, происходивших тогда в столице Российской империи. И в нашей беседе мы сделали акцент на дореволюционном периоде в истории знаменитого вуза.
– Дмитрий Иванович, странная ситуация – у Политеха как будто два дня рождения: 19 февраля и 15 октября. В феврале 2019 года отмечалась очередная годовщина со дня основания университета, а сейчас – 120 лет со дня начала занятий. Какая из этих дат «правильная»?
– 19 февраля 1899 года император Николай II подписал указ о создании Санкт-Петербургского политехнического института. А в октябре 1927 года оказавшиеся в эмиграции его выпускники отметили в Париже четвертьвековой юбилей со дня начала занятий. В 1949 году в СССР было решено считать днём основания вуза 19 февраля и забыть про «эмигрантскую дату». Ну а сейчас мы вспоминаем и отмечаем оба события: и то, что произошло 19 февраля 1899 года, и то, что произошло 15 октября 1902 года.
– Расскажите, как создавался Санкт-Петербургский политехнический институт. Почему возникла необходимость открыть такое учебное заведение?
– В конце XIX века в мире происходила научно-техническая революция. Как следствие, росла потребность в инженерных кадрах. Между тем по состоянию на 1893 год на всех российских предприятиях трудились всего девять тысяч подготовленных на родине инженеров. Плюс 17 тысяч выпускников зарубежных вузов. Это было совершенно недостаточно. И потому на высоком уровне приняли решение открыть в разных частях империи четыре политехнических института. Сначала в Варшаве, затем в Киеве, потом в Санкт-Петербурге и наконец в Томске. Идея создания политехнического института в столице, которая принадлежала великому учёному Дмитрию Ивановичу Менделееву, была поддержана тогдашним министром финансов Сергеем Юльевичем Витте.
Сперва в Политехе существовали четыре отделения: кораблестроительное, электромеханическое, металлургическое и экономическое. Из 400 первокурсников, приступивших к учёбе в 1902 году, 200 были студентами экономического отделения.
– Удивительно: в Политехническом институте половина студентов – будущие экономисты…
– Институт создавался в системе Министерства финансов. Естественно, что он должен был готовить экономистов. Но важно понимать: эти специалисты обладали знаниями в технической сфере и не являлись обычными бухгалтерами. К слову, вы, наверное, помните, что в советское время в Политехе существовал инженерно-экономический факультет. Подчеркну: инженерно-экономический, а не экономический.
Уже в 1907 году открываются инженерно-строительное и механико-машиностроительное отделения. Институт всё больше и больше оправдывает своё название.
– Из вашей книги «Перед взрывом», а также из официальных документов можно понять, что в первую очередь институт готовил тогда специалистов для переоснащения российского Военно-Морского флота.
– Да, в первое десятилетие работы Политехнического университета дело обстояло именно так. И вот почему. Хотя до 1914 года оставалось ещё достаточно времени, руководители европейских, да и не только европейских, стран понимали, что мировая война неизбежна. При этом главным противником России, которая входила в состав Антанты, станет быстро развивающаяся, обладавшая мощным флотом Германия. И было необходимо в краткие сроки перевооружить наши Вооружённые Силы и особенно – Военно-Морской флот.
Добавлю, что в 1907 году состоялся первый выпуск, подготовленные Политехническим институтом специалисты высоко котировались на рынке труда.
– Политех находится в районе, который в ту пору назывался Лесное. Даже в советские времена, до того, как на Гражданку пришло метро, добраться до института было непросто. А что уж говорить о первых годах прошлого века. Почему же для строительства нового вуза выбрали столь отдаленную территорию?
– Во многих источниках можно прочитать: такое решение было принято для того, чтобы лишить студентов возможности участвовать в революционном движении. Это – правда, но не вся. Не менее важен и следующий факт: в Лесном планировалось создать, скажем так, российский Оксфорд: построить, благо, место позволяло, несколько учебных корпусов, а также общежития, спортивные залы. Спустя десятилетия, уже при Советской власти, эти планы в значительной степени были осуществлены.
Надо сказать и о том, что в первые годы все студенты, за редким исключением, жили на огороженной территории института. Вход – строго по пропускам. Городские соблазны не должны были отвлекать молодых людей от учёбы. К слову, обучение в Политехническом институте было платным, и стоило недёшево.
– Тем не менее, и об этом тоже идёт речь в вашем художественно-публицистическом произведении, студенты и от учёбы отвлекались, и в революционном движении участвовали…
– Не только студенты, но и большинство преподавателей Политехнического института были критически настроены по отношения к российской монархии. Многие из них состояли в Конституционно-демократической партии (кадеты). После Февральской революции ряд преподавателей Политеха заняли ведущие позиции в новых органах властях, включая Временное правительство. Учились в институте и видные революционеры: например, Вячеслав Молотов и Михаил Фрунзе.
– В советское время Политехнический институт – крупнейшая в стране кузница инженерных и научных кадров. Среди его выпускников – академики Пётр Капица и Юлий Харитон, выдающиеся конструкторы Михаил Кошкин, Юрий Деревянко, Николай Поликарпов. Выпускники и профессора Политеха участвовали почти во всех имеющих огромное значение для нашей страны проектах. На ваш взгляд, какой из них был самым важным?
– Я считаю, что атомный. Поскольку его успешное завершение существенно снизило опасность возникновения третьей мировой войны. Учёные нашего института были подключены к работам на разных стадиях проекта. Вот лишь один факт. В 1943 году был создан Научный центр по руководству ядерными исследованиями – Лаборатория № 2 АН СССР во главе с Игорем Курчатовым. Пять направлений из шести возглавили политехники – сам Курчатов, который одно время преподавал в нашем институте, и выпускники физико-механического факультета: Исаак Кикоин, Георгий Флёров, Лев Арцимович, Юлий Харитон.
Скажу также, что Политех тесно сотрудничал с находящимся по соседству Физико-техническим институтом, который сыграл важную роль в создании советской атомной бомбы. Куратор атомного проекта заместитель председателя Совета министров СССР Лаврентий Берия почти каждый месяц приезжал в Ленинград, проводил совещания с учёными Физтеха и ЛПИ.
– Но, как говорится, из песни слова не выкинешь. В 70-е годы прошлого века Политех начал сдавать позиции. Об этом свидетельствует тот факт, что летом 1980 года ведущая газета нашего города «Ленинградская правда» опубликовала статью, в которой критиковалась организация в институте учебного процесса. Насколько справедливой была та публикация?
– В преддверии юбилея я бы не хотел вдаваться в подробности той истории. Буду краток: статья была абсолютно справедливой. В те годы, действительно, наблюдался большой отсев студентов на первом-втором курсах – многие ребята не справлялись с необоснованно завышенной учебной нагрузкой, практиковались многократные пересдачи экзаменов. Хотя уже наступала компьютерная эра, это не находило должного отражения в учебных планах. Но подчеркну: тот период – лишь небольшой эпизод в славной истории Политеха. Сегодня наш университет – это по-прежнему ведущий технический вуз страны. С нами может конкурировать только Московское высшее техническое училище имени Баумана.
– В составе Политеха есть гуманитарный институт, который был создан в тяжёлые 90-е годы. Ректор академик Андрей Рудской не скрывает, что таким образом абитуриентов привлекали на популярные тогда специальности, причём учились ребята здесь на платной основе. Времена изменились, финансовое положение вуза улучшилось, но гуманитарный институт продолжает существовать в политехническом университете…
– Знаменитый учёный и изобретатель Владимир Шухов утверждал, что «каждый инженер должен мыслить симфонически». Мы глубоко убеждены, что в наше время любой «технарь» должен владеть минимум одним иностранным языком, хорошо знать историю своей страны, разбираться в живописи и музыке. Поэтому преподаватели Гуманитарного института читают лекции всем нашим студентам.
Есть ещё одно немаловажное обстоятельство. Иногда бывает, что прекрасно успевающий все годы учёбы в вузе человек, получив диплом, не может найти применение своим знаниям. Гуманитарные дисциплины нужны и для того, чтобы, понимая законы развития общества, студенты уверенно чувствовали себя в нашем непростом мире.