Найти тему
Строительный мир

Не игрушка: самая маленькая железная дорога

«Самая маленькая железная дорога» — под таким заголовком в 1916 году в журнале «Железнодорожное дело» была опубликована небольшая статья об одном примечательном британском объекте, не имевшем на тот момент аналогов в мире.

Не в качестве игрушки

Речь в публикации шла о стальной магистрали в графстве Камбрия (Англия), примерно в 120 км к северо-западу от Манчестера. Отличала ее ширина колеи — 15 дюймов (381 мм). При этом автор подчеркивал, что создана она была «не в качестве игрушки, а серьезного предприятия».

© Skarloey / CC BY 3.0 (Ravenglass and Eskdale Railway, 2007 г.)
© Skarloey / CC BY 3.0 (Ravenglass and Eskdale Railway, 2007 г.)

До этого здесь действовала линия с колеей 838 мм. В журнальной заметке, как и многих других источниках, говорится о 2 ф. 9 дм., однако исследования позднее показали, что ширина колеи составляла 3 ф., т. е. 914 мм. Путаница возникла из-за того, что в первоначальных документах говорилось, что ширина колеи должна быть не менее 2 ф. 9 дм.

Построили объект в 1875-м для перевозки железной руды от шахт, действовавших в районе деревни Бут, до прибрежного города Равенгласс. Со временем по маршруту протяженностью около 11 км запустили и пассажирские перевозки.

© Mick Knapton / CC BY 3.0 (Здание старой станции на Ravenglass and Eskdale Railway в районе деревни Бут, 2005 г.)
© Mick Knapton / CC BY 3.0 (Здание старой станции на Ravenglass and Eskdale Railway в районе деревни Бут, 2005 г.)

Дорога приходит в упадок

Самая маленькая железная дорога // Железнодорожное дело. — СПб., 1916. — №№41-42. —С. 19:

«Однако, этот цветущий период Эскдельской ж. д. Неожиданно сменился периодом упадка... Красная железная руда утратила свое прежнее значение в металлургии, вследствие чего Эскдельские рудники в 1908 году закрылись и железнодорожная ветвь, проработав еще года три на перевозке одних только туристов, да продуктов, потребляемых местным населением, была также закрыта за полной бездоходностью».
© Nilfanion and Dr Greg / CC BY-SA 4.0 (Примерная трассировка Ravenglass and Eskdale Railway)
© Nilfanion and Dr Greg / CC BY-SA 4.0 (Примерная трассировка Ravenglass and Eskdale Railway)

По другим сведениям, линия действовала до 1913-го, но возили по ней в последние два года лишь некоторые грузы; для движения пассажирских поездов она считалась уже небезопасной. Затем ее полностью вывели из эксплуатации — денег на содержание и ремонт попросту не хватало.

Возрождение линии с новой колеей

В 1915 году полуразрушенную «железку» купила новая компания, владевшая подвижным составом 15-дюймовой колеи — его использовали как правило на выставках для увеселения публики. Поэтому ранее действующую ветку в графстве Камбрия решили перестроить на 381 мм. В августе того же года по обновленному участку дороги прошел первый поезд.

© Calflier001 / CC BY-SA 2.0 (Паровоз на станции Ravenglass, 2013 г.)
© Calflier001 / CC BY-SA 2.0 (Паровоз на станции Ravenglass, 2013 г.)

Самая маленькая железная дорога // Железнодорожное дело. — СПб., 1916. — №№41-42. —С. 19:

«В настоящем ее виде дорога уложена стальными рельсами виньолевского типа весом 13 ф/ф., уложенными на нормальных шпалах, разрезаемых по длине на три части. Искусственных и гражданских сооружений очень немного: небольшой железный мостик через городскую улицу, несколько каменных арок для пропуска сельских дорог над полотном, небольшие платформы и навесы на станциях и перегрузочные устройства в точке примыкания к магистрали... В виду часто встречающихся закруглений и подъемов коммерческая скорость значительно меньше, и весь пробег в 10 верст совершается, считая с остановками, в 30-35 минут».
© Calflier001 / CC BY-SA 2.0 (Ravenglass and Eskdale Railway, 2013 г.)
© Calflier001 / CC BY-SA 2.0 (Ravenglass and Eskdale Railway, 2013 г.)

«Железке» приказано долго жить

В дальнейшем линия переходила от одного владельца к другому; объект перестраивался, слегка менялась трассировка. По маршруту, помимо пассажиров, перевозили почту и различные грузы. В 1960-м, когда железная дорога по факту осталась без владельца, ее хотели демонтировать. К этому времени она находилась в плохом состоянии — за последние 40 лет в ее ремонт денег практически не вкладывали.

© Nigel Chadwick / CC BY-SA 2.0 (Сигнальная будка Ravenglass and Eskdale Railway, 2009 г.)
© Nigel Chadwick / CC BY-SA 2.0 (Сигнальная будка Ravenglass and Eskdale Railway, 2009 г.)

Местные жители при поддержке некоторых парламентариев отстояли эту достопримечательность и она перешла во владение новой частной компании, которая по договору обслуживает дорогу при поддержке созданного тогда Общества по сохранению данного объекта. Это соглашение, как и сама линия, действует до сих пор. «Железка» с того времени закрывалась лишь на несколько месяцев в начале 2020-го из-за объявленного в стране локдауна.

Не самая маленькая

Правда, сегодня эта стальная магистраль не самая маленькая в плане ширины колеи. Рекордсменом в этом отношении является другой британский объект — Rudyard Lake Steam Railway. Данная линия длиной 2,4 км с колеей 260 мм была построена вдоль озера Редьярд в Стаффордшире в 1985 году. Ее соорудили на месте раннее действовавшей здесь стальной магистрали стандартной колеи (1435 мм). Она используется в туристических целях.

© Andrewrabbott / CC BY-SA 3.0 (Rudyard Lake Steam Railway, 2012 г.)
© Andrewrabbott / CC BY-SA 3.0 (Rudyard Lake Steam Railway, 2012 г.)

В свое время с железной дорогой так называемой минимальной колеи было немало экспериментов. Инициатор ее создания Артур Хейвуд в 1870-х построил небольшой пробный участок, где расстояние между рельсами составляло всего 229 мм. Но в дальнейшем он пришел к выводу, что идеальным вариантом будет все-таки 381 мм.

Сегодня в мире в самых разных странах насчитывается несколько десятков подобных линий. В целом же, можно встретить стальную магистраль с разной шириной так называемой минимальной колеи: 400 мм, 406 мм, 419 мм, 457 мм, 470 мм, 483 мм, 500 мм, 508 мм, 533 мм, 559 мм, 578 мм...

© Maxim Dmitriev / CC BY-SA 4.0 (Аккумуляторный электровоз «Сибирячок» с поездом на Красноярской ДЖД, 2018 г.)
© Maxim Dmitriev / CC BY-SA 4.0 (Аккумуляторный электровоз «Сибирячок» с поездом на Красноярской ДЖД, 2018 г.)

В России в этом отношении примечательна Красноярская детская железная дорога. После ее ввода в эксплуатацию в 1936-м ширина колеи составляла 305 мм. А после реконструкции 1961-го — 508 мм.