Найти тему
Школа №1158

Взгляд психолога: что такое буллинг и как его распознать?

Несмотря на то, что само слово «буллинг» иностранного происхождения и вошло в широкое употребление сравнительно недавно, само явление, к сожалению, не ново. Просто раньше для его определения использовалось более привычное нам слово – «травля».

Вопреки расхожему мнению, что травля – неизбежное явление в любом школьном коллективе и является естественной частью взросления, для возникновения буллинга необходимо соблюсти ряд условий.

• Высокий уровень тревожности в группе. Дети избавляются от эмоционального напряжения самым простым и доступным способом – через агрессию.

• В группе поощряется ориентация на иерархию. Каждый ребёнок в классе пытается занять своё место и активно конкурирует с более слабыми одноклассниками.

• Наличие в классе агрессивного лидера и ребёнка (или группы детей), неспособных дать отпор. Самоутверждение лидера происходит в том числе и через активное подавление более слабых детей. Стремясь к наименьшему сопротивлению, такой ребёнок подвергает самым активным нападкам более, по его мнению, «слабых».

Несмотря на широкое распространение данного явления, не в каждом классе можно наблюдать признаки травли. В первую очередь, в зоне риска находятся классы с ярко выраженным авторитарным климатом. В группе, где критически важно быть демонстративно сильным, обязательно будут искать кого-то на роль демонстрации этой силы.

Одной из характерных черт буллинга является его постоянство. Объект травли регулярно подвергается насилию со стороны группы. Как и у любой устойчивой формы взаимодействия (а буллинг – это как раз способ общения между людьми), у травли есть ряд признаков, которые могут стать тревожным сигналом для окружающих.

1. Постоянные стычки между большой группой и ребёнком-одиночкой(или относительно маленькой группой детей). Систематическая травля возможна только при явном неравенстве сил.

2. Склонность детей решать конфликты насилием. Наличие жертвы в классе является видимым признаком общей агрессивности группы. Распространённое мнение «этот класс вообще дружный, но есть один ребёнок, с которым конфликтуют» не отражает реального положения вещей. Класс в целом агрессивный, но благодаря «отдушине» в лице жертвы детям легче поддерживать видимость дружелюбия.

3. Пассивность остальных во время эпизодов травли. Большинство занимает позицию пассивных наблюдателей, опасаясь присоединяться к жертве.

4. Наличие ребёнка, которого демонстративно исключают из общения с другими детьми, стараются не садиться рядом, не вступать в контакт, без необходимости не разговаривать.

5. Избегание любых контактов с одноклассниками одним или несколькими детьми. Выраженная пассивная реакция на травлю со стороны группы или наоборот − чрезмерная, плохо контролируемая агрессия.

Если вы видите подобное поведение в вашем классе или замечаете, что ваш ребёнок перестал интересоваться школой, замкнулся, часто грустит и избегает разговоров об одноклассниках, обратитесь за помощью к школьному психологу.

Проблема буллинга – системная, и она должна решаться на системном уровне, усилиями команды специалистов, педагогов и родителей.

#Школа1158 #ДОНМ #Эксперты1158 #ШколыКолледжиМосквы