- А я думал, мы ее так оставим, - развел руками Денис.
Речь шла об одной из трех комнат в квартире, куда семейство Чижиковых переезжало со дня на день. Одну комнату предполагалось сделать спальней, другую — смежную с первой, гостиной, чтобы можно было и гостей принять, и посидеть всей семьей… А третью и меньшую комнату Елена хотела превратить в детскую.
- Как так оставим? - переспросила она супруга.
- Ну, обычно, - ответил тот и задумчиво почесал в затылке. - Например, как гостевую ее сделать. Когда родственники приедут, нам будет где их поселить!
- А скажи мне, пожалуйста, - прищурилась Елена и Денис понял, что со своим предложением он поспешил… Очень сильно поспешил! - Почему эти родственники должны жить у нас как в пятизвездочном отеле, а твоя родная дочка должна на диване ютиться в гостиной?
- Марина еще ребенок, - сказал Денис, но голос его звучал не особо уверенно. - Какая ей разница?! И потом… Ну, я не знаю! Я вот рос без собственной комнаты и ничего как-то… Это, знаешь, мне кажется, вообще дисциплинирует! А своя комната… Вот станет постарше, тогда может быть…
- У Марины будет своя комната. Только ее. Мы для того и переезжаем, чтобы всем было удобно, - Елена поднялась со стула, оставив на столе недопитую чашку чая и недоеденный эклер и отвернулась к окну. - Разговор окончен!
Если бы все высказанное мнение принадлежало ее супругу, она не говорила бы так резко и вообще нашла бы деликатный способ разумно его переубедить. Но дело было в том, что мнения такого вот придерживалась свекровь. И поэтому Елена немножко сорвалась.
Если бы ее попросили дать честный ответ… И естественно — гарантировали бы, что он не достигнет свекрови… То она бы ответила, что отношения их с самого начала были далеки от хороших! И дело было не в том, что Елена была неподходящей парой ее сыну, вовсе нет! Наоборот — Тамара Петровна считала, что Леночка, она очень даже хорошая девочка… Только надо ее малость подправить, вот самую капельку! И именно маленькие столкновения, крохотные противоречия привели к тому, что однажды свекровь и невеста перестали друг друга выносить. Теперь они общались по минимуму. Воздерживаясь от полноценных таких споров, в стиле рычащих друг на друга гризли лишь по той причине, что это бы расстроило родных людей, то есть Виктора — мужа Тамары Петровны и Дениса.
И вот, одним из последних поводов для спора стала новая квартира. Вообще, она была куплена практически целиком на деньги, которые на протяжении шести лет копили супруги, да потом еще взяли кредит наличными… Родители Дениса добавили совсем немного, но этого было достаточно, чтобы Тамара настаивала — она имеет право голоса во всех вопросах, которые касаются будущего жилья! Правда, когда Елена сказала, что ради свободы от высказываемого свекровью мнения, она готова ей все данные деньги вернуть со своей зарплаты, сидя на хлебе и воде, Тамара пошла на попятную.
- Я же просто хочу как лучше, - улыбнулась она сладко и примирительно. - Я же просто советую! А решать, конечно, тебе… Ты же хозяйка теперь!
Наконец, переезд со съемной квартиры состоялся. В ней была одна комната, тут — целых три и молодым Чижиковым казалось, что они попали в пустующий дворец… Мариночка бегала везде и с беззаботным восторгом, который присущ лишь малым детям, хвалила новый дом, задавала тысячу вопросов и даже вопила немножко — чтобы послушать гуляющее в пустых помещениях эхо…
Переезд специально наметили на то время, когда обоим супругам удалось получить на работе отпуск. Два отпуска на семью и одновременно — этого было вполне достаточно, чтобы обжиться в новом доме со всем комфортом и уютом. И больше всего Елена заботилась о комнате дочери. Она решила, что пока Марина совсем малышка — ей едва исполнилось четыре годика, то комната ее должна быть похожа на покои принцессы. Вот почему тут были розовые обои, прехорошенькая кроватка в виде кареты-тыквы с блестящим, золотистым пологом, потолок был расписан под звездное небо, а на стенах — красовались единороги и феи. Денис, когда жена показала ему итоги своих трудов, присвистнул и искренне восхитился. А уж как была рада Мариночка — дочка просто сияла от счастья! Наконец, отпраздновали новоселье… И началась размеренная семейная жизнь, полетело время…
Елене удалось получить работу в той же самой фирме, торговавшей удобрениями для сельского хозяйства, откуда она ушла сначала в декрет, а потом и вовсе уволилась — когда решила, что дочке необходимы ее забота и внимание хотя бы до возраста, когда она пойдет в детский сад… Денис же вскоре после переезда немножко сменил сферу деятельности — перейдя из отдела рекламы одного банка в пиар-отдел компании, выпускавшей фруктовые и овощные соки.
К тому времени, как Марина пошла в первый класс, Елена успела дважды сделать ремонт в комнате дочери и каждый был по мнению тех, кого она допускала посмотреть на получивший результат, лучше предыдущего! Персонажи сказок, тропические птицы, фрукты, замки, цветы… Казалось, это действительно владения для маленькой принцессы!
- Мы ее избалуем, - однажды честно сказал жене Денис. - Что это такое, скажи? - в руках он держал настольную лампу с абажуром, стилизованным под кружево, который был украшен миниатюрными игрушечными сладостями — леденцами, пончиками, конфетами…
- Просто красивая лампа…
- Нет, я тебе скажу, что это такое! Извини, но… - Денис просто не мог больше молчать. - Ты как помешалась на этой комнате! Все покупаешь и покупаешь новое. То, что убираешь, храним на лоджии… Хоть бы продали или знакомым отдали! Спасибо, хоть мебель согласилась отдать, а то бы вообще место кончилось. Извини, но это уже похоже на одержимость с патологическим накопительством в придачу!
- Я просто хочу сделать нашу дочку счастливой! Чтобы она с детства жила в красоте! - ответила Елена и горько заплакала.
Она не могла понять, почему до мужа не доходят такие простые вещи. Но еще потом, немножко успокоившись, она подумала, что это, должно быть, от того, что сам он рос в сытости и благополучии. Семья Елены тоже не голодала, но… Она помнила, каково это — когда ты учишь уроки за облезлым столом, а обои в комнате ободранные и вместо аккуратных полочек для игрушек у тебя какая-то древняя банкетка, крышка которой такая тяжелая, неповоротливая, что собирая и разбирая туда и оттуда игрушки, можно запросто прищемить пальцы! Вообще, семья Елены могла бы позволить себе новые, симпатичные вещи, обновление мебели, но… Они считали, что материальное — более чем вторично и вместо того, чтобы платить за ремонт и все прочее, оплачивали для дочери визиты учителей в частном порядке — чтобы подтягивали знания, а летом — возили ее на море. И потом, когда Елена стала подрастать, она пообещала себе, что когда она будет совсем большая, то у нее будет очень красивый дом, а потом, когда она уже училась в ВУЗе, она решила, что когда сама станет мамой, то дочка будет расти в самых шикарных условиях! И никакой муж не мог теперь Елену остановить!
Летело время… Марина готовилась к выпускным экзаменам в школе. Характер у дочки менялся — она стала очень независимой, нетерпеливой и очень не любила когда кто-то без спроса трогал ее вещи! Поэтому теперь уборку в комнате дочери Елена предварительно с ней согласовывала. А еще на двери дочкиной комнаты появилась табличка, стилизованная под те, которые можно встретить на опасных объектах и на ней было написано «Не входить!».
Денис ворчал, что это безобразие и не должен подросток так себя вести. Елена пожимала плечами. А потом, сразу после выпускного и Дня рождения — дочке исполнялось восемнадцать, Марина сказала, что она бы хотела получить в качестве подарка ремонт в комнате…
- Да, конечно! - закивала Елена. - Это замечательная идея, милая! Завтра же мы…
- Нет, мам, давай без «мы», - сказала Марина и Елена замерла аж с приоткрытым ртом от изумления. - Понимаешь, - начала дочка, аккуратно разрезая котлетку — разговор происходил за обеденным столом. - Спасибо, что все делала, пока я маленькая была… Но сейчас у меня вкусы изменились. И мне не нравится моя комната. Я хочу другую!
- Хорошо, - ответила Елена, хотя ей и было немножко так обидно. - Как скажешь!
Денис поддержал дочь в том, что в комнате давно пора делать ремонт! Но потом он сказал, что если бы знал… А кто же знал, какой у подросшей девочки оказался вкус! Оказалось, что ей нравятся такие стили как лофт, гранж… Теперь в комнате были стены серые — под каменную кладку и почти не было мебели. Розовые оттенки сменились дымчатыми, коричневыми и черными…
Елена печально вздыхала, убирая вещи в коробки… Многое, кстати, даже из мелких вещей, уже не помещалось на балкон и пришлось действительно начать раздавать по знакомым. А еще Елена взяла для ремонта в комнате дочери кредит! Потому что оказалось, что вся эта небрежная простота, в которой не было ни капли прежнего теплого уюта, стоит дорого — Марине дешевое не нравилось принципиально. Платным, кстати, оказалось и обучение — на бюджет Марина не прошла.
- Хорошая девочка, во многом способная, - сказала как-то мама Дениса. - Но к жизни мало приспособленная! Избалованная, прямо скажем… Ох, натворит она еще глупостей!
- Моя дочка — мудрая и современная! Она будет счастлива и все у нее получится! - ответила Елена, которая и слышать не хотела ни о чем негативном.
- Да я же ей добра желая, - развела руками свекровь. - Просто говорю про то, что вижу…
Марина поступила на юриста. Но особо рвения к будущей профессии не испытывала. Она пыталась по настоянию отца подрабатывать в летние каникулы, но… Осенью начались такие оценки, что родители за голову схватились и Елена сказала твердо — на время учебы больше никакой работы! Только учеба!
- Она летом и не училась почти, - попытался образумить жену Денис. - Оценки у нее плохие, потому что совсем обленилась.
- Я свою дочку лучше знаю! - сказала Елена и пошла делать домашние дела, которых была просто масса.
Нужно было готовить ужин… А еще — прибираться в комнате дочери, где теперь одну из стен украшало огромное полотно из живых растений пустынного происхождения. Смотрелось это шикарно, оригинально, но и пыли собирало массу… Но Елена находила время все аккуратно протереть — дочери она не доверяла, потому что та, попробовав это сделать однажды, чуть не обломала половину листиков у растений.
После ВУЗа Марина устроилась работать в небольшую юридическую компанию и жить теперь, когда не нужно было тревожиться о ее дипломе, как будто стало спокойнее… Правда, теперь у родни и у особенности — у Дениса, появился новый повод для беспокойства. Ему казалось, что Марина живет слишком… скучно!
- Она приходит с работы, - объяснял жене Денис. - Ужинает. Едва ли помогает помыть посуду… А готовить?! Ты в ее возрасте, сама говорила, уже и закрутки из овощей делала, и торт Наполеон, а она что? Яичница и пельмени, честное слово! А ведь она будущая жена, как ее муж питаться будет?
- Современный мужчина должен уметь готовить, - прищурилась Елена — она всегда так щурилась, когда была не согласна и готова была спорить до конца. - Ты же умеешь!
- Ладно, оставим стряпню… - отступил чуть Денис. - Ладно, она чуть по дому помогает. Если сто раз попросить и двести напомнить… Но как она живет, а? Хоть бы с подругами погуляла! А то сядет перед своим телевизором и фильмы смотрит или спит! Разве это жизнь? Никакой активности, интересов! Другие, вон, увлеченные люди, а Зины дочка, представляешь, что сделала? Волонтером стала, к старикам ходит!
- Ты в последнее время так восхищаешься Зинаидой, - мрачно и с очень многозначительным подтекстом сказала Елена. - Иногда мне кажется, что ты жалеешь, что на мне женился, а не на Зине! Она же, кстати, твоей первой любовью была…
- Да ты о чем вообще?! - Денис был шокирован таким вот обвинением. - Зина… Да я просто говорю! Мы же почти соседи, вот невольно и наблюдаешь за чужой жизнью, мы же с ними семьями дружим… Ладно, - махнул он рукой. - Живите, как знаете… Только, вот, чувствует мое сердце — Марина нас еще удивит, когда не будем к этому готовы!
И дочка действительно удивила. Случилось это, когда она в один прекрасный день сообщила, что встретила свою любовь и выходит замуж! До этого дня, кстати, Марина хоть и заводила романы, но ни на один не намекала, что это, мол, серьезно. И вообще — на шутливые предположения родителей о том, что жених появился, она закатывала глаза и говорила, что это все глупости! А тут… раз и замуж!
А потом выяснились подробности… Оказалось, что судьбоносная встреча состоялась в компании, где работала Марина. Тот мужчина, его звали Алексей, пришел проконсультироваться о разводе… Он был женат! Он бросал супругу с двумя детьми, потому что они не сошлись с ней характерами! Он приходил за советами о том, как не отдавать ей имущество и как уменьшить алименты! Родители Марины, а также их собственные родители схватились за головы — вот, не могла, что ли, дочка и внучка выбрать лучшего человека?!
- Нормальные мужчины на планете Земля кончились?! - воскликнула Елена, потому что даже у нее кончилось терпение.
- Если вы против нас, это ничего не меняет… - хмуро ответила Марина, которая сидела особняком на стуле и глядела на свои руки.
- Мы против! - выразил общее мнение Денис и его поддержали, кивая. - Это ничем хорошим не закончится…
Вот только Марина выросла исключительно упрямым человеком. Она сказала, что будет ждать, пока любимый разведется, а потом создадут счастливую семью и точка! Она так и сделала… Дождалась, пока он разведется. От алиментов, кстати, у Алексея не получилось открутиться, а своих детей, уверяя окружающих и в первую очередь — новую свою жену в том, что она нагулянные, а не его, он совсем не навещал.
Алексей снимал квартиру. Марина переехали в нее, как только поженились, а свадьба, кстати, ввиду нехватки средств у молодых и нежелания родни их поддерживать материально, была совсем скромной. Алексей платил алименты и отдавал деньги за съемное жилье. Марина оплачивала питание на двоих и прочие расходы…
После того, как дочка съехала, Елена ходила как потерянная… Она провела самую тщательную уборку в ее комнате и… просто закрыла ее! А когда Денис спросил, что теперь делать с освободившейся жилплощадью и предложил там сделать ремонт, чтобы была в едином стиле с квартирой, она резко ответила, что этого не будет, что это комната ее дочери и пусть так все и остается!
Карьера Марины тем временем в фирме застопорилась. Не потому, конечно, что она так поступила, хотя, кстати, коллеги и осуждали… Просто она стала мало внимания уделять своим обязанностям, на нее стали жаловаться клиенты. Однажды начальник вызвал Марину на серьезный разговор и пригрозил увольнением.
- А мне все равно! - рассмеялась девушка. - Я все равно в декрет собиралась…
Новость о том, что в семействе ожидается пополнение, всех сблизила, все помирились… Казалось, жизнь, после такого крутого и тревожного поворота, наконец-то налаживается! Только вот муж Марины все еще настораживал… Однако и ему готовы были начать чуточку доверять, кто-то говорил даже о том, что в жизни всякое бывает, вспоминал родственников дальних, которые, оставив прежнюю семью, вроде бы завели новую и жили долго и хорошо…
А потом открылась правда. Что Марина год после рождения сына терпела измены мужа. Что у них давно пропало взаимопонимание и что Алексей хочет заставить ее взять на свое имя кредиты, якобы чтобы начать бизнес.
- Я не знаю, что мне делать, - со слезами на глазах призналась Марина родителям.
- Только разводиться! - уверенно сказал Денис. - Нельзя с таким человеком оставаться… А я говорил, - он проигнорировал предупреждающий взгляд жены — мол, нашел время упрекать. - Говорил, что с таким типом не стоит связываться! Но ты, дочка, не грусти… Все наладится! Хорошо?
Марина кивнула и наконец-то расплакалась от души. Чтобы съездить к ней домой за вещами, вызвались помогать оба дедушки и сам Денис — им казалось, что раз Алексей, в придачу ко всему еще и выпивать начал, то может выкинуть какую-нибудь гадость, когда поймет, что жена уходит… Но тот, увидев всю компанию, только махнул рукой и сообщил, что даже хорошо, что жена убирается и ребенка забирает… А еще он добавил, что этого тоже навещать не будет, а алиментов от него теперь обе не получат, потому что он найдет способ и хитрость...
- Ты поплачь, милая, - сказала Марине ее бабушка, когда вернулись домой. - Поплачь, а потом за ум берись… Эх, правильно в народе говорят, что на чужом несчастье своего счастья не построишь…
- Можно я займу свою комнату? - спросила Марина.
- Да, конечно! Где же еще вам с малышом жить? - улыбнулась Елена. - Только там немножко все переделать надо…
И в течение пары недель все переделали — обои под камень сменили светлые цветочные, на полу появились мягкие коврики… Оказалось, что на лоджии в коробках хранилась масса вещей… И пусть они относились к разным периодам существования комнаты дочери и теперь из них получилась весьма пестрая смесь… Но все-таки получилось очень мило! И все согласились, что теперь комната очень даже подходит для молодой матери с ребенком.
В этот вечер, когда Марина вернулась домой, у Елены было необыкновенно хорошее настроение. Она понимала, что впереди будет еще масса трудностей — с разводом, алиментами… и конечно, она не собиралась подпускать никудышного Алексея ко внуку, даже если бы тот очень захотел! Но все-таки Елена была сейчас спокойна… Дочка была снова рядом. Она, конечно, не исключала возможности, что через некоторое время Марина познакомится с мужчиной, верилось — теперь с достойным и создаст с ним семью… Но все это точно должно было случиться еще не скоро! А пока что… Дочка с малышом снова была в комнате, где она выросла и для которой Елена когда-то с любовью покупала так много вещей.
- Привет, - сказала тихо, как мышка, вошедшая на кухню Марина. - Чай пьешь?
Часы показывали уже почти двенадцать ночи, за окном едва был заметен свет фонарей — шел дождь.
- Да, - кивнула Елена. - Будешь?
Марина согласилась и прошла, открыла холодильник и сделала на двоих бутербродов с сыром.
- Как думаешь… Я поумнею?
- Ты просто ошиблась, - вздохнула Елена. - Такое в жизни случается! Главное, что ты вовремя все правильно решила… Не грусти! Мы же семья и со всем справимся!
Они постояли еще немного вместе. Пили чай, жевали бутерброды и смотрели в окно. Им начинало действительно казаться, что все обязательно сложится хорошо.
Автор: Таня У.