Найти тему
Госконтроль

Приостанавливать или нет закон о закупках

Совет Федерации рассматривает (предлагает) возможность приостановки действия Закона о закупках № 44-ФЗ на время операции. Среди аргументов: слабое освоение средств и необходимость рывка в экономическом развитии.

Так ли это на самом деле?

И чем действительно стоило бы заняться верхней палате парламента.

Сколько денег в закупках 44-ФЗ?

Ежегодно по 44-ФЗ осуществляются закупки на сумму порядка 10 трлн рублей. Много этот или мало? Давайте сравним с объемом закупок по 223-ФЗ (это госкорпоративный сектор: Газпром, РЖД, Роснефть и другие). Там ежегодно заключается договоров на 20 трлн рублей. То есть сумма в два раза больше, чем 44-ФЗ.

Данные Минфина России и Счетной палаты России
Данные Минфина России и Счетной палаты России

При этом про него все молчат: например, о том, что там большинство контрактов заключается с единственным поставщиком. Там нет конкуренции.

Данные из доклада Минфина России по закупкам за 2021 год
Данные из доклада Минфина России по закупкам за 2021 год

Таким образом, Совету Федерации целесообразнее было бы обсудить единую системы закупок для всех. Сейчас по 223-ФЗ нет таких требований, как по 44-ФЗ. Безусловно, конкурентное вливание 20 трлн рублей сейчас может помочь экономике.

Неравномерность закупок

Она уже отмечается лет десять Счетной палатой России. Вот пример из прошлых лет.

Данные Счетной палаты России по результатам мониторинга закупок в 2021 году
Данные Счетной палаты России по результатам мониторинга закупок в 2021 году

То есть в 4 квартале заключается наибольшее количество контрактов. Что с этим делать?

Можно поменять сроки финансового года (сейчас он равен календарному году) и сместить его на апрель – апрель. Тогда первый квартал не будет проседать по объемам закупок. Ровно, как и 4 квартал не будет выделяться среди других.

Из-за новогодних праздников первое размещение закупок, обычно, идет не раньше марта. Эта проблема есть и ее никто не решает. Совет Федерации тоже бы мог инициировать обсуждение борьбы с неравномерностью закупок.

Аргументы против приостановки закона о закупках №44-ФЗ

Федеральный закон №44 не идеален, но с 2013 года идут изменения, которые направлены на повышение конкурентности и прозрачности закупок.

Среди них:

- перевод закупок в электронную форму;

- перевод исполнения контракта в электронную форму;

- снижение сроков оплаты по контракту;

- исключение лишних требований (не всех, но некоторых);

- приоритет при закупках товарам российского производства;

- нормирование, когда чиновники не могут закупить себе дорогие вещи.

Многие в комментариях конечно же возразят, что все нет: как закупали, так и закупают. Но я вам скажу по своей практике консультирования в сфере закупо – это уже не так. Лет 8-10 назад, да.

Сейчас ситуация поменялась, а вы как считаете?