Найти тему

Мастера резьбы по кости из Вены

Продолжаем знакомиться с мировым наследием резьбы по кости из собрания венского музея истории искусств. Сегодня рассматриваем подборку резьбы по кости миниатюриста и одновременно монументалиста венского художника Иоганна Игнаца Бендля

Аполлон и музы (Суд Мидаса), резьба по кости, В. 14,1 см, Ш. 23,8 см, 1684
Аполлон и музы (Суд Мидаса), резьба по кости, В. 14,1 см, Ш. 23,8 см, 1684
Лаокоон, резьба по кости,В. 14,1 см, Ш. 23,7 см, 1684
Лаокоон, резьба по кости,В. 14,1 см, Ш. 23,7 см, 1684

Европейские художники редко специализировались именно на резьбе по кости. Как правило, этот вид искусства не выделялся в отдельный цех или школу. Поэтому стиль резьбы в Европе, во времена расцвета преимущественно относящийся к барокко, не отличается от стиля любых других скульптур того времени. 

Аргус охраняет Ио, резьба по кости, В. 14 см, Ш. 23,7 см, 1684
Аргус охраняет Ио, резьба по кости, В. 14 см, Ш. 23,7 см, 1684
Паламед перехитрил Одиссея, резьба по кости, В. 14,2 см, Ш. 23,7 см, 1684
Паламед перехитрил Одиссея, резьба по кости, В. 14,2 см, Ш. 23,7 см, 1684
Вакханалия, резьба по кости, В. 13,9 см, Ш. 23,6 см, 1684
Вакханалия, резьба по кости, В. 13,9 см, Ш. 23,6 см, 1684
Посейдон укрощает ветры, резьба по кости, В. 14,1 см, Ш. 23,7 см, 1684
Посейдон укрощает ветры, резьба по кости, В. 14,1 см, Ш. 23,7 см, 1684

Иоганн Игнац Бендль, который, вероятно, родился в Праге, был художником, скульптором и гравером, но прежде всего высоко ценился как резчик по слоновой кости при дворе императора Леопольда I. Примерно с 1680 года его можно проследить до Вены. Эти двенадцать рельефов с мифологическими сценами были созданы одновременно с его большими каменными рельефами на основании Чумной колонны в Вене на улице Грабен. 

Жертвоприношение Ифигении, резьба по кости, В. 14 см, Ш. 23,5 см, 16848
Жертвоприношение Ифигении, резьба по кости, В. 14 см, Ш. 23,5 см, 16848
Похищение Елены, резьба по кости, В. 14,2 см, Ш. 23,8 см, 1684
Похищение Елены, резьба по кости, В. 14,2 см, Ш. 23,8 см, 1684
Пейзаж с Дианой в облаках, охотящейся на оленя,   резьба по кости, В. 14 см, Ш. 23,1 см, 1684
Пейзаж с Дианой в облаках, охотящейся на оленя, резьба по кости, В. 14 см, Ш. 23,1 см, 1684

Какой широкий для художника диапазон: от миниатюр до монументализма! Композиционные приемы монументализма неприменимы в миниатюре, и наоборот. Да и материалы кость и камень сильно отличаются по своим свойствам. Не сомневаюсь, что по времени изготовления резьба по кости могла требовать даже больше труда несмотря на намного меньшие размеры. 

Аполлон и Диана, резьба по кости, В. 13,8 см, Ш. 23,7 см, 1684
Аполлон и Диана, резьба по кости, В. 13,8 см, Ш. 23,7 см, 1684
Фаэтон, резьба по кости, В. 14 см, Ш. 23,8 см, 1684
Фаэтон, резьба по кости, В. 14 см, Ш. 23,8 см, 1684
Эней бежит из Трои, резьба по кости, В. 14 см, Ш. 23,4 см, 1684
Эней бежит из Трои, резьба по кости, В. 14 см, Ш. 23,4 см, 1684

Все двенадцать релефов примерно одинаковы по размеру — 14х23,5 см. Возможно, они предназначались для оформления какого-либо предмета мебели, что характерно для барокко.

А вот рельефы этого мастера, расположенные на Чумной колонне в Вене:

-13

Подписывайтесь на наш канал! Мы публикуем видео из мастерской о нашей технике резьбы по кости, лекции о рисунке и композиции, статьи по истории резьбы в Европе и Азии, интересные подборки резных скульптур.