В Южной Осетии намерены ликвидировать одно из крупнейших государственных унитарных предприятий "Дорэкспострой", сообщил на брифинге глава комитета по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Константин Елдзаров.
В Южной Осетии намерены ликвидировать одно из крупнейших государственных унитарных предприятий "Дорэкспострой", сообщил на брифинге глава комитета по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Константин Елдзаров.
После смены власти в республике в ряде наиболее крупных предприятий и ведомств прошли проверки финансово-хозяйственной деятельности, в том числе в ГУП "Дорэкспострой". Проверка по поручению президента была назначена с целью установления причин образования значительной задолженности у предприятия перед бюджетом и выявления возможных признаков правонарушений. КСП провел ревизию за период с 1 июня 2019 года по 1 июня 2022-го и выявил хищения на сумму более 170 миллионов рублей.
По словам Елдзарова, у предприятия, помимо прочего, образовалась задолженность и перед сотрудниками по заработной плате. При этом прежнее руководство "Дорэкспостроя" несколько раз брало займы на погашение этой задолженности, однако зарплату своим сотрудникам так и не выплатило.
"С назначением нового руководителя счетная палата начала свою проверку. Но одно было ясно точно – у предприятия была большая задолженность по зарплатам. В 2022 году до июля месяца ни один сотрудник не получил ни одного рубля. Более того, вся техника находилась в плачевном состоянии. Она стояла в гараже, и за полгода ни одна машина не выезжала на какие-либо работы, потому что не была в готовности", – рассказал он.
Глава Комавтодора отметил, что практически все работы, которые осуществлялись ранее, выполнялись силами наемной техники, поскольку "Дорэкспострой" не мог себе позволить отремонтировать технику.
"Это было действительно плачевное состояние, выходов из которого было не так много. Поэтому в правительстве нам пошли навстречу. Мы получили кредит и выплатили задолженность по зарплатам, после чего активно приступили к фазе строительства, чтобы извлекать прибыль, за счет которой ремонтировали весь гараж техники. К концу 2022 года все 105 единиц техники были на ходу. То есть вся прибыль ушла на восстановление техники, которая мертвым грузом стояла в гараже", – сказал он.
Елдзаров также пояснил, что предприятию удалось снизить и кредиторскую задолженность: к июню 2022 года она составляла 515 миллионов рублей (дебиторская 225 млн руб). По состоянию на 1 февраля 2023 года этот долг составляет значительно меньше – 360 миллионов рублей.
"Нам предоставили документы о задолженности по зарплате на 27 миллионов рублей. У нас не было возможности разбираться в их достоверности, и полученный кредит полностью ушел на погашение этой задолженности. Под вопросом стояло следующее: в марте дорожники взяли займ у Комавтодора в размере 24 миллионов рублей. Подняв документы, мы увидели, что этот займ был взят на выплату задолженности по зарплате. Помимо этого, был получен кредит в размере 30 миллионов рублей в Нацбанке, а также займ у частной организации на ту же сумму. Общая сумма этих займов – 84,5 млн рублей. При этом каждый документ подтверждает, что все эти суммы были взяты на погашение задолженности по зарплате, в то время как в 2022 году ни один сотрудник не получил заработную плату. Дальше пусть разбирается прокуратура. Но есть факт, что предыдущий руководитель взял займы на 84 млн рублей на долги по зарплате и оставил задолженность в 27 миллионов рублей", – рассказал он.
Ввиду наличия больших долгов и невозможности их выплатить, пояснил Елдзаров, дальнейшее существование "Дорэкспостроя" находится под большим вопросом. В то же время за многие годы на предприятии сложился костяк хороших специалистов и профессионалов, которые работают быстро и качественно.
По словам Елдзарова, продукция, которая производится "Дорэкспостроем", – инертные материалы, асфальтобетон – лучшие в республике. Он отметил, что в Южной Осетии много частных дробилок, но марка дробильных машин "Дорэкспостроя" гораздо выше.
"Поэтому я считаю, что их надо поддержать, чтобы эти люди работали и дальше. Но сама организация доведена до уровня банкротства. Искусственно созданная ситуация, которая была в прошлые годы, довела до того, что сегодня задолженность просто невозможно выплатить. Даже если взять всю Инвестпрограмму, она не перекрывает полностью сумму долга. То есть два года работ должно уйти только на погашение долгов. Этого мы себе позволить не можем, поэтому отрабатываем все возможные варианты. Выход видим один – это прекращение деятельности "Дорэкспостроя", – сказал он.
По его словам, на предприятии выявлено немало мошеннических схем, по которым выводили деньги и банкротили организацию.
"Из этой ситуации мы будем выходить много лет, но за это время техника будет выходить из строя, и работать нам просто будет нечем. Поэтому в эти дни мы приняли кардинальное решение. Чтобы сохранить количество сотрудников, мы создали другой ГУП, который будет выполнять те же функции и возьмет на себя работы по выполнению Инвестпрограммы и содержанию улиц. В этом году Комавтодор не заключал договор подряда с "Дорэкспостроем", потому что я не вижу в нем будущего", – сказал Елдзаров.
Он отметил, что ситуацию открыто объяснили всем сотрудникам, в результате чего было принято согласованное решение – перевести их на другое предприятие, "которое будет развиваться без хвоста долгов".
"Мы не только сохраним рабочие места, но и сможем развиваться, улучшать работу, обновить технику и выполнять более масштабные проекты", – заключил он.