Найти тему
Журнал «Фотон»

Прогрессивная роль капитализма в истории. Почему ее нельзя приуменьшать?

Очень часто коммунистов обвиняют в излишне негативном отношении к капитализму. Они его ругают, но при этом пользуются всеми его благами, забывают про технический прогресс и демократию, в значительной мере полученную при капитализме.

В процессе своего развития человечество проходит через различные общественно-экономические формации. Они опираются на технические возможности общества, на то насколько быстро и эффективно человек способен преобразовывать окружающий мир для удовлетворения своих потребностей. Тем самым, обладая неким технологическим потенциалом - производственными силами, общество в целом стремится найти такую форму взаимоотношений между людьми - производственные отношения, чтобы эффективнее использовать этот потенциал. Смена общественно-экономических формаций происходит в процессе борьбы между группами людей (классами). Одни стараются перейти к более прогрессивной форме, другие же хотят сохранить свои богатства и заморозить общество.

В первобытные времена производительность труда была настолько низкой, что никакой формы взаимоотношений, кроме коллективной, быть не могло. Собирательством и охотой человек в одиночку не мог обеспечить выживание себя и своего потомства. Только совместное ведение быта и разделение добываемых ресурсов обеспечивало выживание племени в долгой перспективе. Могли ли быть в те времена другие формы взаимоотношений? Могло ли, например, существовать хотя бы рабство? Конечно, теоретически одно племя могло ограбить другое и захватить его членов в качестве рабов. Только если те могут еле-еле себя прокормить, то какой от этого смысл? При попытке изъять у рабов хоть что-нибудь, они быстро потеряют способность к труду и погибнут от голода. Намного больше сил у захватчиков будет уходить на охрану своих невольников. Хотя, безусловно, при изобилии ресурсов на определенной территории в течении короткого промежутка времени это было возможно. Но любые неблагоприятные условия моментально останавливали данный социальных “эксперимент”.

Вероятно, завоеванное племя присоединялось к противнику, причем не на правах рабов, а как дополнительные рабочие руки. Из-за противостояния победившее племя так же могло потерять своих членов, что было потерей рабочих рук и трагедией для племени, поэтому им было невыгодно добивать проигравших. Исключение составляют племена каннибалов, которые могли использовать племя для пропитания.

В подобных условиях человечество существовало очень долго. Так называемый первобытный коммунизм помогал выживать, но практически не двигал технический прогресс, так как все время человека уходило на борьбу за существование, а выделение отдельных членов племени для этих целей не представлялось возможным по вышеописанным причинам.

По мере развития производительных сил, то есть появления земледелия и совершенствования орудий труда и охоты, стало появляться значительное количество ресурсов-излишков. Это привело к развитию рыночных отношений и появлению частной собственности. Ввиду этого образовалась прослойка людей, у которых появилось время на изучение мира. Рабство стало широко распространяться. Случилось это по объективным причинам - раб теперь мог прокормить не только себя, но и своего владельца со свитой. В мире стали появляться великие философы и писатели. Наука двигалась немыслимыми доселе шагами. Многие из архитектурных и инженерных достижений той эпохи до сих пор поражают воображение современников.

Время шло, прогресс все больше увеличивал производительность труда. В рамках рабовладельческого строя технический прогресс практически остановился, требовались качественные изменения. Из прогрессивной общественно-экономической формации рабство превратилось в тормоз. Как один из факторов, требовалась личная инициатива от эксплуатируемого класса для внедрения инноваций, что было невозможно без наличия у них собственности. Так и зародился феодализм.

Как и на рабстве, в данной статье мы не будем останавливаться на нем подробно. Стоит лишь сказать, что появление у крестьян экономической мотивации к труду, хоть ещё при полной юридической зависимости от владельца земли, значительно ускорило развитие общества. Крестьяне стремились как можно больше произвести, поскольку теперь они не полностью отчуждались от продукта своего труда, а только от его части. Появился интерес больше производить. Образование и культура стали сильнее проникать в массы, появились первые университеты. Ещё больше людей получило возможность проявить свой творческий потенциал.

Вместе с прогрессом сословная структура общества породила и новые противоречия. Развитие технологий привело к появлению более эффективных способов массового производства товаров, для чего было необходимо наличие большого числа образованных и мобильных рабочих. Привязанное к земле крестьянство не могло этого дать - людей необходимо было освободить от феодала и дать им возможность свободно продавать свой труд собственнику средств производства. Развитию подобных буржуазных отношений препятствовали феодальные интересы монархий, аристократии и церкви. Они не были заинтересованы в этих изменениях и всячески старались законсервировать общество, что в конце концов вылилось в череду буржуазных революций в Европе, начиная с Голландии и Англии на рубеже 16-17 веков и заканчивая Февральской революцией в России в 1917 году.

Победа буржуазии в Англии в конце 17 века привела к подписанию знаменитого билля о правах - одного из первых документов, юридически утвердивших права человека - и появлению государства с зачатками плюралистических политических институтов, защитой имущественных прав широких слоев общества, а не только элиты, в котором все граждане могли участвовать в экономических отношениях с целью получения прибыли. Началась промышленная революция - массовая замена ручного труда машинным. Индустриализация сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией и увеличением жизненного уровня населения. До этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий.

"Свобода, равенство, братство" - под таким девизом совершалась Великая Французская революция, отменившая личные феодальные повинности, сеньориальные суды, церковную десятину, привилегии отдельных провинций, городов и корпораций, объявило равенство всех перед законом в уплате государственных налогов и в праве занимать гражданские, военные и церковные должности. В 1789 году была принята «Декларация прав человека и гражданина». Старому режиму, основанному на сословных привилегиях и произволе властей, были противопоставлены равенство всех перед законом, неотчуждаемость «естественных» прав человека, народный суверенитет, свобода взглядов, принцип «дозволено все, что не запрещено законом» и другие демократические установки.

Подобные революции уничтожали общественные и политические институты, которые препятствовали росту буржуазной собственности и развитию соответствующих общественных отношений по всей Европе. Вовлеченность огромных масс людей в экономику и их свободная конкуренция взрывным образом повлияла на внедрение инноваций. Появившиеся социальные лифты и значительно более доступное образование еще больше устранили преграды на пути развития человека. Вчерашние крестьяне получили шанс добиться огромных успехов благодаря своему труду и упорству. Промышленность наполнила полки магазинов широким ассортиментом товаров, а обширные транспортные сети могли доставить их, куда угодно. Технологическое перевооружение сельского хозяйства и достижения в медицине значительно уменьшили смертность населения от голода и болезней. Электричество, атомная энергия, электроника и многое другое - все это стало возможным благодаря капитализму, хоть и на поздних этапах.

Вот только в определенный момент, как и другие общественно-экономические формации до него, капитализм перестал успевать за развитием производственных сил и стал их тормозить. Классовые противоречия, на начальном этапе маскирующиеся бурным экономическим ростом, стали все больше проявлять себя. Кризисы и войны стали естественным и необходимым для существования системы явлением. Капитализм породил культ потребления и рекламные войны, приводящие к бесполезному для общества расходу ресурсов.

Научные достижения в данный момент позволяют решить многие общечеловеческие проблемы, но нынешние способы распределения благ не позволяют этого сделать. В итоге богатые становятся ещё богаче, а бедные еще беднее. При возможности накормить население всей Земли одни могут позволить себе выкидывать половину купленной в магазине еды, а другие хронически недоедают. И при этом существует огромный арсенал средств уничтожения, который способен при особенно остром противостоянии в принципе остановить развитие человечества и откатить его на сотни и тысячи лет назад, а может даже и уничтожить. Неоколониальная политика государств капиталистического центра продолжает высасывать природные и человеческие ресурсы из отстающих стран, замедляя их развитие.

В итоге, капитализм не является плохим или хорошим, его не надо излишне демонизировать и винить во всех бедах человечества. Его надо воспринимать, как необходимую стадию развития общества. Переход от одной стадии к другой происходит при непосредственном участии людей под давлением объективных и субъективных факторов. В данный момент капитализм находится в стадии ультраимпериализма с ворохом неразрешимых противоречий, кризисов и финансовых пузырей. И это тоже объективные явления, которые возникли не просто по чьей-то злой воле или вследствие неправильных действий, а последствия его внутренних необратимых процессов. Безусловно, историю творят массы – и это субъективный фактор, но мотивация каждого отдельного игрока внутри системы определяется правилами игры, а их задаёт капитализм. И для искоренения проблем необходимо ломать принципы, заложенные в фундаменте - частную собственность на средства производства. От формации к формации человечество постепенно уменьшало степень эксплуатации одного класса другим. От рабовладельчества, где сам человек был средством производства, то есть собственностью, и весь его продукт принадлежал владельцу, до капитализма с его средней нормой прибыли. Человечеству остался всего один логичный шаг до бесклассового общества. И его нужно сделать.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429