13.02.2023. АПИ — Обязанность доказывать свою невиновность в банкротстве юридических лиц возложили на их руководителей и владельцев. Такое решение принял Конституционный суд России.
Справка
По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в 2022 году было завершено почти 7,4 тысячи конкурсных производств в отношении юридических лиц, в 57,2 процентах случаев кредиторы не получили ни рубля. Всего из включенных в реестр требований в размере 3,6 трлн рублей выплачено только 244 млрд (6,8 процента).
Также арбитражные суды удовлетворили 47 процентов заявлений о привлечении 5,1 тысячи контролирующих должников лиц к субсидиарной ответственности в размере 425,5 млрд рублей.
В спорной ситуации оказался волгоградский индивидуальный предприниматель Игорь Покуль. Закупающее его товары ООО «Каир» не заплатило в сумме более 5 млн рублей. Суды удовлетворили иски бизнесмена, но фактически принятые решения не были исполнены из-за отсутствия у компании денежных средств и ликвидного имущества. По той же причине арбитраж отклонил заявление о признании ООО «Каир» банкротом. При этом служители экономической Фемиды предложили Игорю Покулю предъявить соответствующие финансовые требования к так называемым контролирующим лицам (учредителям, руководителям и иным), которые в рамках действующего федерального закона могут привлекаться к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве.
Но взыскать задолженность с Эдуарда Панина – единственного участника и директора ООО «Каир», кредитору также не удалось. Отклоняя такой иск, арбитражный суд указал на отсутствие доказательств недобросовестного и неразумного поведения ответчика, в том числе уклонения от погашения недоимки, сокрытия или вывода активов и иных противоправных действий. «Наличие у ООО «Каир» непогашенной задолженности само по себе не может являться бесспорным доказательством вины руководителя в неуплате указанного долга, равно как свидетельствовать о его недобросовестном или неразумном поведении», – заключил Арбитражный суд Поволжского округа.
В свою очередь, Конституционный суд России напомнил, что по общему закрепленному в Гражданском кодексе РФ правилу доказывать отсутствие вины должен нарушитель (причинитель вреда). В том числе невозможность полного погашения требований кредиторов вследствие действий или бездействий контролирующего должника лиц презюмируется. Поэтому истцы в таких спорах вправе использовать в том числе косвенные доказательства. «Отсутствие у контролирующих лиц заинтересованности в раскрытии документов, отражающих реальное положение дел и действительный оборот, не должно снижать уровень правовой защищенности кредиторов при необоснованном посягательстве на их права. Иное, то есть получение в деле по заявлению кредитора преимущества в виде освобождения от ответственности в результате недобросовестного процессуального поведения контролирующего должника лица, вступало бы в противоречие с принципом справедливости», – отмечается в постановлении высшей инстанции.
Эксперты отмечают, что новое решение фактически затрагивает права только истцов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Тогда как аналогичные выводы касательно частных кредиторов несостоятельных юридических лиц служители конституционной Фемиды сделали еще в 2021 году.