Во время советского развития российского и восточноевропейского кино Украина была одним из самых творческих членов Союза, предоставляя как фильмы, так и режиссеров советской индустрии. Борясь с цензурой и ориентированным на Россию аппаратом советской машины, Украина взрастила множество талантов с самобытным национальным голосом.
Звенигора (1928)
«Звенигора» — первая из немой «Украинской трилогии» уважаемого украинского режиссера Александра Довженко, в которую также входят «Арсенал» (1928) и «Земля» (1930). Сам Довженко считается одним из ведущих пионеров советской теории монтажа 1920-х годов наряду с не менее плодовитыми коллегами Всеволодом Пудовкиным и Сергеем Эйзенштейном.
Работа Довженко насыщена украинской мифологией, фольклором и культурой; повесть изображает Тимошку (Семен Свашенко), неустанно исследующего гору Звенигора в поисках сокровищ. «Звенигора» — завораживающий образец экспериментального авангардного кино, а также искусно спроектированный инструмент советской пропаганды, изображающий превосходство модернизирующейся родины над западным упадком.
Земля (1930)
Заключительная часть трилогии Довженко посвящена небольшой украинской крестьянской общине и ее реакции на неминуемую коллективизацию, а также вытекающему из этого сопротивлению со стороны оставшихся кулацких землевладельцев. Тематика "Земли" сделала ее чрезвычайно спорной после ее выхода. Довженко задумал фильм как актуальный комментарий к периоду быстрых экономических изменений и модернизации; с особым акцентом на психологические последствия этих изменений для провинциальной Украины.
Однако фильм подвергся жесткой критике со стороны советских критиков и представителей высших эшелонов коммунистической партии. Сталин стремился к ликвидации класса кулаков, поэтому открыто изображать восстание и отражать настроения тех, кто все еще пытается удержать свою землю, казалось контрреволюционным. В результате фильм подвергся жесткой цензуре, а Довженко в конце концов иммигрировал в Западную Европу. В ретроспективе «Землю» можно рассматривать как главное величественное творение Довженко и одно из самых важных произведений безмолвной советской эпохи.
Пропавшая грамота (1972)
Фильм основан на одном из сборников рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» уважаемого украинско-русского писателя Николая Гоголя. Вдохновение для «Пропавшей грамоты» во многом исходило из воспитания Гоголя, которое широко использовалось в его ранних работах. Действие происходит в 18 веке, казак Василий (Иван Миколайчук) готовится к путешествию в столицу Российской империи, Петербург, перевозя важный документ из высшего военного ведомства для передачи императрице.
Фильм режиссера Бориса Ивченко пронизан литературным волшебством Гоголя, а путешествие Василия пропитано ранними впечатлениями детства автора. Фольклор, деревенские обычаи, разговорные выражения, одежда и суеверия - все вместе создает милую картину украинских крестьянских общин. Снятый на киностудии Довженко в Киеве, фильм «Пропавшая грамота», к сожалению, был запрещен советской цензурой, и его не видели до распада Советского Союза.
В бой идут одни старики (1973)
В бой идут одни старики — культовый фильм украинского кинематографа советских времен. За первый год показа его посмотрели более сорока миллионов человек. Причина его популярности во многом была связана с его режиссером и главной звездой - Леонидом Быковым, который был одним из самых узнаваемых и любимых актеров своего поколения. Быков написал, снял и сыграл главную роль в этом патриотическом фильме летчика-истребителя, основанном на удивительных воспоминаниях летчика и дирижера «поющей эскадрильи» Виталия Попкова.
Сам Быков играет Титаренко, командир эскадрильи, который организует хор новобранцев и "стариков". Снятый в монохромном черно-белом цвете фильм столь же обаятелен, сколь и трагичен. В то время как большая часть аудитории в то время состояла бы из тех, кто боролся за мир в кровопролитной войне, защищая свою Родину. Быков успешно создал потрясающую картину, которая до сих пор успешно преодолевает разрыв между поколениями.