Найти тему
📚 МемуаристЪ

Триумф Сталина в Париже 1937

Кто выиграл битву павильонов в Париже: СССР или фашистская Германия? Что загораживали фанеркой под лапами германского орла? Зачем юные французские фашисты ломали скульптуры наших рабочих? Это всё - знаменитая Всемирная выставка в Париже.

Мы с инженером Книгиным в Париже тридцать седьмого. По нынешним временам, если бы не фантастический аппарат, пройтись по Парижу - история несбыточная. Не сказать, чтобы сильно туда тянуло, ну да ладно. В качестве путеводителей инженер взял два свежих выпуска журналов «Смена» и «Знание-сила» за 1937 год.

Мы подходим к площади Трокадеро, здесь главный вход на выставку. У входа на высоких мачтах медальоны с символами науки и техники. Выставка почти в центре Парижа, над ней высится Эйфелева башня. Шутка ли, сотня гектар, три сотни павильонов, 47 стран: от США до Японии и Камеруна, весь шарик.

Мы идём мимо павильона электричества, он же «Дворец света». На крыше самый сильный в мире маяк в два миллиарда свечей. Окон в павильоне нет, внутри только электрический свет. Одна из стен снаружи стала гигантским экраном для проецирования кино.

Подходим ко дворцу холода. Башня высотой с десятиэтажный дом покрыта сверху льдом. Это в разгар довольно жаркого парижского лета. Говорят, если подняться в башню, на верхних этажах непрерывно идёт настоящий снег.

А вот и «Гран Палэ», в нём разместился дворец изобретений. Инженер надолго залипает у огромной электростатической машины. На высоченных столбах два полых шара в три метра каждый.

Наверху, шея затечёт смотреть, между шарами непрестанно бьёт молния. Искра в несколько метров длиной. Машина даёт пять миллионов вольт. Инженер вздыхает - Эх, нам бы такую машину для опытов хоть на месяцок, глядишь, разгадали бы как вернуться в наше время.

В том же дворце изобретений неожиданная встреча. Французский художник в зале радио отдал дань Советским достижениям. На стене большое панно с историей спасения изо льдов экипажа «Челюскина». На панно изображены наши полярники и, внезапно, товарищ Сталин. Необычно для французской работы! Подпись гласит:

«Экипаж Челюскина, затерянный во льдах Арктики, был спасен благодаря лучам Герца».

Вообще на выставке придумано много необычного. Можно покататься на карусели из маленьких самолётиков. Можно спуститься в глубокий бассейн в водолазном костюме. Даже позавтракать на дне!

Подходим к набережной Сены. Прямо в реке устроены фонтаны с подсветкой и музыкой по радио. Ловко придумано.

Над Парижем плывёт на большой высоте старая знакомая - скульптура «Рабочего и Колхозницы». Вот и добрались до нашего павильона. Конструкция Иофана лаконична и красива. Стены покрыты газганским мрамором из Узбекистана. Камень постепенно светлеет от почти оранжевого внизу до цвета неба вверху.

Ровно напротив, через площадь мрачный павильон фашистской Германии. Сделан как гигантская римская тройка. На крыше расправил крылья хищный орёл со свастикой в лапах.

В своей книге «Посол к Сталину» американский посланник Дэйвис напишет как поднимал шампанское в ресторане на крыше германского павильона. Прямо у лап зловещего орла. Характерно, чтобы не расстраивать фашистов, вид на Советский павильон загорожен специальным щитом из фанеры. Где же я видел такое в нынешние дни?

Эти павильоны не просто так построены напротив. Именно Советский и Германский борятся за гран-при парижской выставки. Кто же наберёт больше медалей и дипломов?

Поднимаемся по ступеням и заходим под прохладные своды нашего павильона. Первый зал посвящён Сталинской Конституции. В центре обелиск из розоватого порфира. На нём искусно высечены главные статьи народного закона.

На стене снова знакомый нам экспонат. Гигантская карта Советской промышленности из драгоценных камней. Две тонны редчайших самоцветов со всех просторов Союза. Комсомолка на уверенном французском объясняет туристам как создавалась эта удивительная карта, какую фабрику означает тот или иной драгоценный камень.

В этом же зале достижения нашей автомобильной и тракторной промышленности. Новейшие трактора «Челябинец» и «Сталинец». Красавец ЗИС-101, который так здорово провезли на физкультурном параде торпедовцы. Легендарная «эмка».

Второй зал посвящен достижениям нашей науки. Первая же надпись сообщает, что при царе в стране было всего 20 научных институтов, а сегодня их стало 839!

Здесь же представлены книги на языках народов СССР, всего около сотни языков. А ведь у многих до Революции даже своей письменности не было!

В следующих залах достижения Советской культуры. Картины, статуи, барельефы. Звучат произведения наших композиторов. Представлены панно со сценами самых выдающихся спектаклей.

Последний зал посвящен будущему Советского Союза. Вот модель обтекаемого паровоза «Сталин», которая совсем скоро возьмёт заслуженный гран-при. Помним, довелось прокатиться. Представлены модели новейших вагонов.

Инженер тащит меня к макету какого-то города вокруг мощного комбината. Это первый в мире соцгород - полностью спроектированный и построенный с нуля город будущего. Где всё сделано для удобства людей.

На табличке надпись - Кузнецстрой. Ну конечно, это же город Сталинск, нынешний Новокузнецк. Один из крупнейших в мире металлургических комбинатов. Социалистический город выстроен ему под стать.

С тёплым чувством встречаем масштабный макет канала Москва-Волга. Течёт вода, открываются и закрываются ворота шлюзов, по каналу даже движется маленький теплоход. А вот и второй пароход, хотя нет, опять обознался. Это ажурное здание химкинского речного порта. Ведь и правда похоже на прогулочный красавец корабль в ярких флажках.

Показаны макеты метро с моделями и отделкой новых станций. Отдельный стенд посвящен Ленинградскому порту. Здесь же видим макет перестройки новой Москвы.

Отдельно, в два человеческих роста модель будущего Дворца Советов со статуей Ленина наверху. Очень жаль, что Отечественная не дала довести проект до конца. Красив в объёме, слов нет.

Отдельные чувства вызывает отдел завоевания Арктики. На фото представлены четвёрка Папанина на льдине, три десятка полярников, помогавших строить ледовый лагерь. Что это за знакомые обводы - ну конечно, модель строящегося ледокола «Сталин».

В центре композиции большая полусфера земного шара. Над полярными льдами парит огромный самолёт с надписью «Сталинский маршрут» по борту. Знаем мы эти ярко-красные крылья, привет товарищу Чкалову и его команде!

А вот реверанс хозяевам выставки - французам. Ленинградская парфюмерная фабрика «Северное сияние» выпустила особый аромат «Юбилей». Что называется, догадайтесь сами, чего именно юбилей СССР отмечал в 1937 году.

Разливали новые духи во флакон в виде нашего павильона. Тонкие духи с запахом жасмина оказались очень популярны у французских модниц. Аромат получил золотую медаль выставки. Перещеголять в духах французов, в столице духов, это надо умудриться!

В последнем зале на трудовые подвиги вдохновляет скульптура Сталина. За его спиной гигантское панно художника Дейнеко. На первомайское шествие вышли все народы Советского Союза. Огромный народ, плечом к плечу, шагает за своим вождём к новым победам. Удивительной мощи и настроения работа!

Выходим из павильона в летнюю парижскую жару. Союз привёз во Францию не только свои достижения в технике. Советское искусство тоже получило самую тёплую оценку всего мира.

Рядом с павильоном развёрнут наш кинотеатр на четыреста мест. У входа нарисованные художниками прямо на деревянных стендах афиши. Кто это? Снова старый знакомый - артист Черкасов в роли Билли Бонса дразнит белого попугая. А дальше поднял руку в горячем призыве к массам «Великий Гражданин».

Легко узнаются на афишах величественные фигуры «Петра Первого» и «Пугачёва». А вот на трибуне дедушка в профессорской мантии. Да это же профессор Полежаев из «Депутата Балтики»! Профессор, кстати, возьмёт заслуженный Гран-при.

Приехали в Париж с концертами и наши лучшие театры. МХАТ имени Горького показывает самые интересные драматические постановки. Яблоку негде упасть на концертах нашего краснознамённого армейского ансамбля песни и пляски Александрова!

Любопытно, что в соревновании павильонов французы вели постоянный учёт. Какой же павильон соберёт больше всего посетителей? Удивительные цифры - наш, Советский в день посещало до сотни тысяч туристов! Сотни тысяч каждый день!

Это в три раза больше, чем павильоны Германии и Италии вместе. Ничего удивительного, что битву павильонов с большим отрывом выиграла именно Советская выставка!

Всего же в разных номинациях мы собрали почти три сотни наград! Из них почти треть - главные призы выставки, гран-при. Подлинный триумф Советской науки, техники и культуры!

В последние годы любят рассказывать как, якобы, сильно Сталин хотел дружить с гитлеровской Германией. Какой страшной неожиданностью стало для него нападение давнего «друга» Гитлера.

Так вот оба журнала ещё в 1937 году постоянно подчёркивают, что Германия-то фашистская. Что рабочие там гниют в тюрьмах. Что все достижения их науки и техники ровно в одну сторону, как бы выпустить побольше бомб для захвата всего мира.

В том же журнале записаны слова известного французского писателя Жана Ришара Блока о противостоянии на фоне Эйфелевой башни двух павильонов: Советского и Германского. Обратите внимание как он пишет о мнимой «дружбе» и угадайте, какой из павильонов представляет жизнь и будущее:

«Эти два павильона - самые высокие на выставке. Они символизируют два мира, две судьбы, две надежды или, вернее, жизнь и смерть».

Мы с инженером идём вдоль вечерней Сены. Книгин вдруг начинает рассказывать очень странную историю. К чему он её вдруг вспомнил.

Когда закончится выставка, осенью, павильоны разберут. Советский Союз вернёт «Рабочего и Колхозницу» домой в Москву, хотя парижане даже открыли фонд для сбора средств на выкуп статуи. Уж больно им хотелось оставить летящую статую себе.

А вот скульптуры поменьше из оформления павильона мы подарим французским рабочим из профсоюза «Всеобщая конфедерация труда». История у этих скульптур выйдет, увы, совсем короткая, но очень показательная.

Французские коммунисты выкупили старинный замок в местечке Байе-ан-Франс. Старый дом поработителей крестьянства превратили в санаторий для рабочих. Советские статуи пошли на украшение живописного замка.

Простояли недолго, всего два года. Ясное дело, скажет искушённый читатель, пришли фашисты и поломали ненавистные Советские скульптуры рабочих и крестьян. Хотя какое дело немцам до статуй в какой-то небольшой деревушке?

Так вот ничего подобного! Ещё в мирном 1939 году французики подсуетились. Запретили и коммунистическую партию, запретили профсоюзы конфедерации труда. Отобрали даже честно купленный под санаторий замок. Они точно против фашистов воевать собирались?

Тогда же группа фашиствующих юнцов разбила вдребезги и сбросила в какой-то подвал и Советские статуи. Вполне французских юнцов, до оккупации немцами ещё год! Представляете насколько уже тогда французы стремились понравиться будущим хозяевам?

Совсем недавно, уже в двадцать первом веке исторические статуи были найдены археологами. За реставрацию, вроде даже, взялись французские музейные работники. Что-то подсказывает, что восстанавливать Советское наследие желание у них небольшое.

Зачем рассказывает всё это инженер Книгин? К тому что история, похоже, не в наше время поломалась. Уже тогда, в конце тридцатых местами трескаться начала. Как только разобрали Советский павильон, так и началось. А ведь просили им «Рабочего и Колхозницу» оставить, так просили.