Дурная примета, "перекрещивать" судно еще на стапеле. Имя, данное при закладке на стапеле, должно быть тем же при спуске корабля (считайте это архаичными судостроительными поверьями).
Но, так уж вышло.
Началось все с того, что СССР заказал Венгрии два дизель-электрохода. Суда имели идентичные характеристики: водоизмещение 3900 бр.тн., длина 94 м, ширина 13,80 м, осадка 6,90 м. Чем удобны дизель-электроходы?
Прежде всего компоновкой. Можно размещать дизель-генераторы в любом месте, где угодно и как угодно, хоть вдоль, хоть поперёк. Можно поставить два дизель-генератора в одну линию по центру, по оси теплохода, что улучшит остойчивость. Можно использовать схемы: два гребных винта - один дизель-генератор, либо один винт - два дизель генератора. При выходе дизель-генератора из строя, проще подобрать аналог, лишь бы он соответствовал по мощности, так как нет необходимости стыковать его с гребным валом, "коробкой передач" и т. п. Вся энергия передаётся по проводам.
Есть еще одно преимущество: отсутствие длинных валопроводов,
как следствие, отсутствие головной боли с центровкой валов, уменьшение вибрации.
При этом, трюм остаётся свободным, так как нет гребных валов, а дизель-генераторы соединяются электрическими кабелями с электродвигателями, размещенными в непосредственной близости от гребных винтов.
Удобно? Удобно. Теряем мы только в экономичности (и то не факт), т.к. дизеля практически все время работают в оптимальном режиме.
По проекту, 4 дизеля Ganz-Jendrassik VIII. JhR. 216 общей мощностью 1600 л.с. обеспечивали скорость хода до 10 узлов. Строить их должен был Ganz és Tsa. Villamossági-, Gép-, Waggon- és Hajógyár RT. (город Újpest). Тот же завод, что строил теплоходы "Tissa" и "Debrecen" (он же "Kassa") (о них мы немного уже рассказывали).
При закладке они были названы «Симферополь» и «Севастополь». Но, наступил 1941 год, и спускались эти суда в 1942 году под другими именами: "Севастополь" стал «Magyar Vitéz» («Венгерский витязь»), "Симферополь" стал «Magyar Tengerész» («Венгерский мореплаватель»).
Суда были приписаны к Будапештскому пароходству, но судя по всему, не эксплуатировались. Они были хоть и малыми сухогрузами, но всё-таки морскими. С осадкой почти 7 метров по Дунаю не походишь.
Дунай был для них явно мал. Теплоходы были переданы Германии. После мартовского переворота 1944 года и оккупации Венгрии Германией, теплоходы были реквизированы Рейхскомиссариатом флота (Reichskommissar für die Seeschiffahrt) и получили имена остготских королей: «Magyar Tengerész» стал «Teja», а «Magyar Vitéz» – «Totila». По Дунаю они были переведены в румынский порт Галац и включены в состав "Морского командования "Юг"
Наступил 1944 год. Положение немцев на черноморском театре военных действий стало таким же, каким был у советской армии и Черноморского флота в 1941-1942 годах. Перед командованием Вермахта встала задача эвакуировать армию из Крыма при господстве в небе советской авиации. Основным средством эвакуации для немцев стали БДБ (быстроходные десантные баржи) различных серий. Если требовалось перевести большое количество людей, использовались транспортные суда. Оба судна активно включились в перевозки.
Единственный боевой эпизод с участием транспортов произошел 27 марта 1944 года. В 9 часов 10 минут подлодка Щ-215 безуспешно выпустила по «Totila» и сопровождающему его охотнику UJ-117 четыре торпеды.
Так продолжалось до 10 мая 1944 года. Последним рейсом этих судов стал конвой "Родина" (пардон, Patria, что по сути, одно и то же). А, вот о том, что произошло дальше, мы расскажем в следующей статье.