Найти тему
Черный Лебедь

Очарование Америкой: давняя статья в сербской газете за 1866 г.

Полагаю, что у кого-то эта небольшая статья вызовет недоумение и вопрос – Зачем?

Зачем нам знать, что думали сербы, черте знает когда, про Америку? Что толку от этой статьи? Только время потратили.

Я так скажу: никто вас не заставляет насильно читать этот текст. Прочитали анонс и довольно, не тратьте свое время на то, что вам не интересно или вызывает раздражение. Интернет переполнен информацией и каждый здесь может найти то, что ему понравится.

А что до самой статьи, то на вопрос – Зачем? Я отвечу так: Прошлое вообще состоит из разных деталей, в том числе и таких вот маленьких, незначительных. Но оно становится в полной мере ИСТОРИЕЙ, только тогда, когда все эти детали сплетаются воедино в пространстве и времени. И приведенная ниже статья – это одна из таких ниточек, что была вплетена в полотно Истории Евразии и Америки. Ниточка крохотная, но вплетенная «в узор», она существенно воздействовала на то, как развивались исторические события и, в том числе и эта сербская ниточка, сыграла свою роль в том, что произошло с Сербией. Да, впрочем, и на Россию такие ниточки тоже влияли и продолжают влиять.

************

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Когда-то сербы писали название столицы Соединенных Штатов Америки «Уашингтон».

В России, прочем тоже, когда-то английское «W» произносили и писали как «уо». Вспомните доктора Уотсона из «саги» о Шерлоке Холмсе. Так что по-русски, Вашингтон, когда-то был Уошингтоном».

А для обозначения граждан Америки, до Второй мировой войны, сербы использовали притяжательное прилагательное «американский» вместо сегодняшнего «американец». Собственно нам, русским, большого дела нет до того, что и как в прошлом писали сербы. Просто обратила внимание, на непривычное написание, когда наткнулась на старую «Белградскую иллюстрированную газету», которая выходила в Княжестве Сербия полтора века назад, в 1866 году, через полтора года после окончания Гражданской войны в США.

Помимо этих слов, в статье встречаются несколько других интересных терминов, которые очень близки к русским и которые так же использовались нашими предками, как раз в те далекие годы. Но вот, например, в России слово «президент» вошло в обиход ближе к концу 19 века, позднее чем в Сербии, где это слово использовалось в значении «председатель».

Особенно интересным является описание Уашингтона того времени. Понятно, что город в ту пору был и близко не похож на тот, который существует сегодня. «Большая деревня» – говорит автор статьи, но при этом он делает предсказание о будущей глобальной роли Соединенных Штатов.

Передать текст статьи так, как он есть не представляется возможным, по понятным причинам – мало, язык не русский, так еще устаревший. Поэтому постараюсь пересказать на русском, сохраняя суть и смысл.

Нужно сказать, что наименование резиденции американских президентов изначально звучало как «Дворец исполнительной власти». Название «Белый дом» было просторечным, в официальный обиход его ввел Теодор Рузвельт в 1901 году.

Итак, статья, которую постараюсь передать близко к тексту автора. Почему посчитала ее важной, думаю, поймете прочитав.

Когда свободные североамериканские штаты, каждый, выбирали место для своих столиц, то они следили за тем, чтобы столица располагалась в центре. Благодаря такому подходу к выбору главного города штата, местами, столицами стали маленькие, а порой и депрессивные городки. Так было повсеместно, в каждом штате, которые были объединены в альянс.

Место, где находится федеральная столица, до того, как были аннексированы районы Миссисипи, было в центре федеральных земель. Но дело в том, что местоположение Уашингтона таково, что ему никогда не стать большим городом.

Здесь городское пространство несколько странно спланировано – только одна пятая часть города, расположенная на холме, имеет жилую застройку. Внизу много свободного пространства, с редкими вкраплениями строений разного назначения. Все вместе создает ощущение большой, красочной, но незаконченной вышивки.

Уашингтон находится в Колумбии на реке Потомак, примерно в 30 морских милях от ее устья в Атлантическом океане, в 9 милях от города Балтимор и в 45 милях от Филадельфии.

Сам первый президент страны – Уашингтон – выбрал это место. Город живописен, здесь холмы и холмики чередуются с долинами и лугами, полями и рощами, через которые несёт свои воды Потомак.

В самом городе улицы слишком широкие, и только одна из них, так называемая «Пенсильванская авеню», по всей своей длине окружена домами с обеих сторон; на других улицах еще даже нет брусчатки, там кое-где даже растет трава. Только посередине между Капитолием, где находится парламентская резиденция, и «Белым домом», где проживает президент свободных североамериканских штатов, тамошние части главных и прилегающих улиц похожи на городские.

Дальше за этими улицами видны только отдельные группы домов, и поэтому этот город в целом выглядит как обычная деревня с разбросанными дворцами и несколькими городскими улицами. «Пенсильванская авеню» имеет ширину в 300 футов и длину в одну английскую милю, она проходит от Капитолия до «Белого дома», и это парадная улица города. Здесь самые красивые гостиницы, самые дорогие магазины, здесь общаются, отдыхают и прогуливаются во время парламентских заседаний.

Есть здесь и набережная шикарного вида для пешеходов и всадников и на ней же расставлены карусели.

Общественные здания, а архитектор постарался и создал прекрасные формы, разбросаны повсюду, и если бы все их расположить на одной улице, то более красивого проспекта было бы не сыскать ни в одной другой стране.

Капитолий, место встречи Конгресса, является одним из самых интересных зданий в этом мире. Он находится в самом возвышенном месте города, в окружении сада, травяных полей, рощ и фонтанов. В центре Капитолия, под круглой башней, для обеих палат Конгресса есть большое крыльцо, ведущее к колоннаде. Слева от крыльца вход в большой зал народных депутатов, а справа – в зал Сената. Все части Капитолия – и внешние, и внутренние – искусно украшены.

«Белый дом», резиденция президентов свободных Североамериканских Штатов, находится в часе езды от Капитолия и представляет собой красивое двухэтажное здание, окруженное великолепным парком. Недалеко от «Белого дома» находятся управляющие ведомства войны и морей, министерство иностранных дел и казначейство. Посередине между «Белым домом» и Капитолием находится превосходное, огромное здание главного почтового отделения, построенное из белого мрамора. С ним резонирует патентное ведомство (министерство внутренних дел), в котором оборудованы модели всех тех машин, которые были запатентованы со времен окончания войны за независимость. Здесь же содержатся естественнонаучные, исторические и этнографические коллекции всех путешественников, которые искали и находили новые земли. А еще здесь хранятся личные вещи знаменитых Уашингтона и Франклина и всё то, что было отправлено в дар президентам представителями других стран.

Здесь мы должны упомянуть и об англичанине Джеймсе Смитсоне, который пожертвовал все свое баснословное состояние народу Соединенных Штатов Америки ради «развития и распространения знаний в человечестве».

Для справки:

Вот здесь я отвлекусь от старой публикации и немного расскажу о Смитсоновском даре американцам. Дело в том, что в тот период времени, когда все это происходило, между США и Англией были предельно сложные отношения. Война за независимость закончилась в 1783 году и, понятное дело, Англия не вызывала у американцев никаких теплых чувств. Впрочем, как и Британия была зла на американцев за потерянные прибыли от колоний. И вот полвека спустя, в 1835 году, правительство США получает уведомление от адвокатов «джентльмена из Парижа» о том, что этот самый джентльмен, оставил Соединенным Штатам Америки все свое достояние, которое насчитывало, ни много ни мало, а более 100 мешков золотых (настоящих золотых) соверенов, что составляло сумму в 510 тыс. долларов США или 10 миллиардов по нынешнему курсу.

Получив уведомление, правительство и конгрессмены посчитали все это чьей-то глупой шуткой. Но убедившись в том, что им действительно завещаны эти огромнейшие деньги принялись рассуждать о том, могут ли они принять завещанное имущество англичанина и если да, то как должно быть все оформлено для того, чтобы Англия не принялась обвинять Америку в «нецелевом использовании средств».

В Англии завещание Смитсона – блестящего английского ученого и очень богатого человека – тоже было принято в штыки. Английское научное сообщество не могло понять и принять того, что он завещал такие баснословные суммы стране, в которой даже не был ни разу. «Почему он не вложился в развитие науки в родной стране?» – задавались вопросом английские ученые.

Как бы то ни было, но дебаты относительно завещания Смитсона длились в Конгрессе целых шесть лет. Американцы решили, что не станут отказываться от денег, но очень скрупулезно рассмотрели вопрос их использования и буквально до мелочей расписали то, куда, как и для решения каких задач будут использоваться завещанные им средства. И только после того, как были учтены все самые мельчайшие детали, Конгресс решил, что может рекомендовать президенту Мартину Ван Бюрену отправить в Англию корабль, чтобы привезти завещанные Америке средства.

А засим продолжаем…

«Он (Смитсон) нигде не мог найти для этого более безопасного места, кроме столицы свободных североамериканских государств. Здание, в котором находится его достояние, построено из тесаного камня, имеет девять башен длиной 450 футов и шириной 140 футов. Внутри находятся залы для 2000 слушателей, кабинет, оборудованная лаборатория, большая библиотека и огромный выставочный зал для демонстрирования картин и статуй.

В Уашингтоне проживает чуть более 60 тыс. человек. Когда законодатели встречаются в Уашингтоне, то среди них можно увидеть свободных людей самого разного вида: рафинированных бостонцев и филадельфийцев в дополнение к грубым депутатам из лесных массивов Арканзаса, Миннесоты, Техаса и других штатов Крайнего севера. Здесь есть вспыльчивые янки, богатые гордецы из Вирджинии и веселые креолы из нижнего течения Миссисипи. Но при всей этой разнице во внешнем, каждый народный депутат хорошо знает, как он должен наилучшим образом представлять интересы своих сограждан, федеральных земель и всей своей рабочей силы.

Уже весь образованный мир наблюдает за тем, что делается в Капитолии Уашингтона, и не пройдет и нескольких лет, когда каждый человек сначала обратит внимание на то здание, в котором, по всей вероятности, наиболее ответственно и решительно все депутаты будут работать на развитие прогресса, они будут заботиться о просвещении человечества на всей нашей земле».

************

Нравится кому-то Америка или нет, но восторженный автор статьи, пусть и не умышленно сделал предсказание о влиянии Америки на весь мир. Его слова в большой степени стали пророческими. Да Америка влияет на весь мир, но совсем не так, как это представлялось в далеком 1866 году.

Вот такой видели Америку люди Старого Света 152 года назад. Свободной, демократичной и справедливой страной, строящей свою жизнь строго по закону.

PS

Если кому-то интересна старая сербская пресса, то здесь оцифрованный архив

Источник

Америка
9688 интересуются