Имя этого человека было мне неизвестно, пока я не начал заниматься этим проектом А между тем он внес значительный вклад в исследование горных систем Центральной Азии.
Северцов рос в достаточно обеспеченной семье, получил отличное домашнее образование, а затем поступил в Московский университет. Там он повстречался с одним из исследователей Средней Азии, после чего, что называется, "заболел" этим регионом.
В 1856 году после окончания Крымской войны правительство задумало экспедицию в Среднюю Азию, руководить которой и поручили Северцову. По задумке это была экспедиция в низовья Сырдарьи. Легендарный Туркестан, разделенный между тремя ханствами: Бухарским, Кокандским и Хивинским.
В 1857 году караван экспедиции выдвинулся из Петербурга в Оренбург. В наши дни через Москву и Самару это примерно 2150 км на автомобиле.
Оренбург же тогда и был главным отправным пунктом большей части маршрутов по Средней Азии. Вот и Северцов двинулся отсюда к северной оконечности Аральского моря.
Северцов прошел вдоль северной и восточной оконечности Аральского моря и вернулся на зимовку в форт Петровский, который ныне известен как Кзыл-Орда.
Весной следующего года Северцов попадает в плен к кокандцам. Сначала те хотели просто убить его, но затем оставили в живых, видимо надеясь на неплохой выкуп. Содержали его в городе Туркестан в 730 км к юго-востоку от современного Аральска.
Летом 1858 года его освободили, Северцов отправил свои коллекции и отчет в Петербург, а сам направился в Воронеж в родные места.
Следующий этап его работы связан с Уральском, откуда он совершал поездки в Уфу, Оренбург и Гурьев.
В 1864 году он прибывает в Верный (Алматы) и поднимается на Кастекский перевал. Вот там он и увидел по-настоящему высокие горы.
Он побывал в крупнейших городах этой части Средней Азии - Шымкенте, Бишкеке, Джамбуле. Но его манили именно горы. И в 1865 году он ходатайствовал о снаряжении Тянь-Шанской экспедиции.
В итоге были пройдены сотни километров по хребтам вокруг озера Иссык-Куль особенно с юго южной оконечности.
А вот дальше исследователь шел вообще почти неисследованными тропами. В итоге добрался почти в сердце этой горной страны Какшаал-Тоо
Фактически, если Семенов-Тян-Шанский смотрел на все эти величественные горы с севера, то Северцов наоборот с юга.
И уже из этих мест он возвращается через Ташкент в Петербург, откуда ненадолго уезжает заграницу, чтобы через пару лет вернуться уже на Амударью совсем в другую горную страну. Но об этом будет уже во второй части.