Найти тему
Софья@ПетербургиЯ

Эти картины английского лорда были его гордостью, а стали "Основой" нашего Эрмитажа. Почему Екатерина II купила их у его внука?

У каждой картины в Эрмитаже есть своя история. И порой, она не менее интересна, чем само полотно.

Сегодня я хочу рассказать вот об этих картинах художника Яна ван Хёйсума "Цветы" и "Цветы и плоды".

Сначала покажу вам сами картины, чтобы вы поняли, почему именно о них я решила написать статью.

"Цветы и плоды"
"Цветы и плоды"

Они прекрасны! Согласны? Каждый раз, бывая в этом зале, я подхожу к ним полюбоваться :).

Сначала я разузнала о художнике, а потом меня заинтересовало – каким же образом эти великолепные полотна оказались в нашем музее?

На табличке была информация:

Поступили в 1779 году из собрания Уолпола в поместье Хоутон-холл, Англия.


Когда-то давно, их приобрела российская императрица Екатерина II у внука первого владельца картин Роберта Уолпола.

Роберт Уолпол, 1-й граф Орфорд
Роберт Уолпол, 1-й граф Орфорд

Роберт Уолпол приобрел их, когда обустраивал свое семейное "гнездышко" – поместье Хоутон-холл (Англия).

Тот самый замок
Тот самый замок
-5

История этого замка уходи корнями в XVIII век. Сэр Роберт Уолпол, первый граф Орфорд, первый премьер-министр Великобритании начал постройку поместья в 1722 году.

В строительстве принимали участие два архитектора – Колин Кэмпбелл и Джеймс Гиббс.

Первый успел нарисовать идею замка, но скоропостижно скончался, его задумку продолжил Гиббс. Оформление замка доверили лучшему декоратору того времени Уильяму Кенту.

-6

Какой замок хотел хозяин?
Не поверите, но он строил его специально для своих картин, так что требования были у него определенные!

Его собрание включало в себя шедевры Ван Дейка, Рембрандта, Рубенса, Веласкеса и других, не менее маститых художников. И его затея удалась! Замке, в его гостиных – Красной и Зеленой, а также в Мраморном зале были великолепные галереи.

Ж. Б. Ван Лоо. Портрет сэра Роберта Уолпола. 1740г. кстати, этот портрет находится тоже в Эрмитаже в Санкт-Петербурге
Ж. Б. Ван Лоо. Портрет сэра Роберта Уолпола. 1740г. кстати, этот портрет находится тоже в Эрмитаже в Санкт-Петербурге

Но не всегда потомки так же успешны и мудры, как их предки.

Внук сэра Роберта Джордж, который, как говорят был транжирой, после смерти деда решил поправить ухудшающее материальное положение семьи с помощью продажи уникальных картин.

Единственное его требование при продаже было – это найти одного покупателя, чтобы он купил всю коллекцию, таким образом она бы не "растерялась" по миру.

И такой покупатель нашелся! Это была наша императрица Екатерина II, страстный коллекционер произведений искусства.

Екатерина II
Екатерина II

Русский посланник в Лондоне А. С. Мусин-Пушкин, писал императрице:

Министр использовал все возможности своего длительного правления, чтобы сделать её (галерею) столь же прекрасной, сколько полной.
Его внук лорд Орфорд берет на себя смелость принести ее полностью или частично к ногам Вашего императорского величества.
Она достойна, по мнению всех знатоков, принадлежать самому великому из государей.

Надо отдать ей должное – ведь именно благодаря этой умной женщине в коллекции Эрмитажа сегодня есть великолепные произведения искусства!

Эти картины, вместе с коллекциями графа Брюля и барона Кроза и стали основой картинной галереи Эрмитажа.

Так что, картины уникальны не только своей красотой и совершенством, но и тем фактом, что именно с них всё и началось!

Сколько она тогда заплатила за коллекцию, которая составляла 204 холста? 40550 фунтов.

По тем временам это огромные деньги. Кстати, картины были проданы в рулонах, рамы хозяин оставил себе.
Осенью 1779 года картины прибыли в Петербург под охраной фрегата. Кроме картин Яна ван Хёйсума там были полотна
Рубенса, Ван Дейка, Луки Джордано, клода Лоррена, Мурильо, Рембранта.

Это была одна из крупнейших культурных потерь для Великобритании – столько шедевров было продано!

Но не все картины из коллекции, купленной Екатериной II, остались в России.

В советское время были проданы 6 картин: «Портрет папы Иннокентия X» Веласкеса, «Портрет молодого человека» Франса Халса продали американскому банкиру и коллекционеру Эндрю Меллону (картины сегодня находятся в Национальной галерее в Вашингтоне).

Часть картин, которые находились в пригородах Ленинграда, пропала в годы Великой Отечественной войны.

Где сейчас 36 полотен неизвестно.

Портрет Георга I, картина работы Г. Неллера и Дж. Вуттона, которая когда-то числилась в пропавших в 2002 году был возвращён в Россию немецким правительством.

Хочу рассказать об одной интересной идее, которая пришла на ум Тьерри Морелу, бывшему президенту лондонского общества друзей Эрмитажа.

Конечно же, он прежде согласовал это с современными владельцами замка. Сегодня они не Уолполы, а Чампли – это фамилия мужа дочери Роберта Уолпола.

Маркиз Дэвид Чамли, нынешний владелец Хоутон-холла, на фоне картины Антониса ван Дейка “Портрет Генри Денверса”, 1638–1640
Маркиз Дэвид Чамли, нынешний владелец Хоутон-холла, на фоне картины Антониса ван Дейка “Портрет Генри Денверса”, 1638–1640

Так в чем же, заключалась эта идея?


В воссоединении картин и замка, ради которых когда-то его построил сэр Роберт.

Прошло более 200 лет, как картины "переехали" в Россию.
Было направлено в Эрмитаж письмо, где излагалось что они хотят.

В то, что наш музей ответит согласим сначала не верили, ведь подобного не было раньше, да и сама затеяв плане безопасности полотен сложная.

История эта закончилась для английского семейства удачно – в Эрмитаже согласились! В Англию было направлено. 70 картин.

Для них Белую гостиную замка обтянули зеленым бархатом для того, чтобы всё выглядело так, как было в первоначальном виде.

Современный вид замка
Современный вид замка
-11
-12
-13

Это событие произошло в 2013 году. Сегодня картины дома, в Эрмитаже.

И, немного информации о художнике той самой картины, с которой я начала рассказ.

Портрет Яна ван Хёйсума работы Арнольда Бонена
Портрет Яна ван Хёйсума работы Арнольда Бонена

Ян ван Хёйсум сын художника, художниками стали все четыре сына этой семьи. Очень быстро Ян стал мастером натюрморта. Его талант был признан королями и принцами Европы.

Художник скрывал от других мастеров метод своей работы. Жаль, конечно! Ведь это потрясающая техника.

Хотя нет, была единственная ученица Маргарета Хаверман – голландская художница. И это при том, что в те времена женщин художниц практически не было. Видимо, мастер увидел в ней задатки таланта.

Покажу вам две её работы. По-моему, они похоже по технике на работы её учителя.

«Цветочный натюрморт с бабочкой и другими насекомыми». Государственный музей искусств, Копенгаген
«Цветочный натюрморт с бабочкой и другими насекомыми». Государственный музей искусств, Копенгаген
«Ваза с цветами» (1716). Метрополитен-музей
«Ваза с цветами» (1716). Метрополитен-музей

Назову имя еще одного художника, который восхищался работами Яна ван Хёйсума – это Арнольдус Блюмерс. Мне показались и его работы похожи на работы уважаемого им мастера.

-17
-18

Ян ван Хёйсум прожил всего 66 лет. Его творчество было признано при жизни, картины художника были невероятно дорогие, и иметь их считалось очень престижно.

А мы с вами может любоваться ими в нашем Эрмитаже. И не будем забывать о той, которая их когда-то купила - Екатерине II.

А каких картинах я еще вам расскажу? О тех, что в этом видео: